«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…» Вдыхая окружающие ароматы, мы не задумываемся об их значении в нашей жизни, как и о том, что запахи невозможно увековечить - они оказываются утраченной культурой. Так что в царстве обоняния нам приходится полагаться на описания, воспоминания и… живопись. Ведь в истории искусства сложилась своя традиция символов, связанных с обонянием, его сакральным и практическим значением.
Джордж Фредерик Уоттс. Выбирающая. Эллен Терри
Джузеппе Арчимбольдо. Запах
Слух, зрение, вкус, обоняние и осязание - чувства, без которых невозможно ощутить и отразить окружающий мир во всей полноте. Именно из аббревиатуры латинских слов, обозначающих пять чувств («вкус» - sensus, «слух» - auditus, «желание» - libinis, «зрение» - visus, «дуновение, благоухание» - spiritus), состоит пентаграмма, символизирующая гармонию и известная как «SALUS» («здоровье»).
Лоуренс Альма-Тадема. Олеандр
Познание чувств, их секретов и взаимосвязей представляло особый интерес не только для ученых, но и художников. В эпоху Возрождения, когда в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек со всеми его физиологическим особенностями стал предметом пристального внимания, - в живописи весьма востребованным приемом оказались аллегории.
Именно аллегориям предназначено выражать квинтэссенцию явлений и понятий.
Герард де Лересс. Аллегория пяти чувств
Самый простой подход в живописном иносказании: прекрасные девы, занятые каждая своим «профессиональным» делом, изображены с соответствующими атрибутами. Так, «Слух» обычно ассоциируется с музыкой. «Обоняние» - герой или героиня держит букет, вазу с благовониями, а еще, бывает, знаковая «роль» в сюжете отведена… собаке. Это животное как символ обоняния можно обнаружить еще в средневековых рукописных книгах, так называемых бестиариях. А в Древней Греции за возможность различать ароматы отвечала сама богиня Диана.
Жан Рау. Обоняние (из серии пяти чувств). 1720-е, 58×72 см
Филипп Мерсье. Ощущение запаха. 1747
Энциклопедию знаний об ароматах и их природе представляют картины из серии «Пять чувств», написанные совместно Яном Брейгелем Старшим «Бархатным» и Питером Паулем Рубенсом, друзьями и партнерами по искусству.
Прежде всего, отмечаем знакомый уже букетик цветов, который Купидон дарит матери Венере. Рядом - источники всевозможных запахов: ароматический сосуд на горящих углях, гора цветов. У ног Венеры разложены скляночки, баночки и перчатки: как известно, в те времена профессия перчаточника и парфюмера представляла собой одно целое, поскольку перчатки в то время нуждались в ароматизации. Рядом расположились морская свинка (у нее есть мускусные железы) и зверек тангалунга (выделяет очень ароматное вещество - цибетин). За спиной Венеры - охотничий пёс. Слева за кустами цветов можно рассмотреть лабораторию, в которой перегоняют отвар из соцветий. На заднем плане видны олени (скорее всего кабарга) - поставщики мускуса, сильно пахнущего вещества, которому приписываются свойства афродизиака.
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Обоняние
Цветы и ароматы - наиболее популярная ассоциативная связь в искусстве. И если художнику давали заказ на тему «обоняния», то он щедро усыпал полотно дарами Флоры.
Показательна в этом смысле работа, выполненная в технике «флорентийская мозаика» из цветных камней «Обоняние и осязание» - одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II (государственный музей-заповедник «Царское Село»). На фоне античных руин представлена галантная сцена, каждая деталь которой аллегорически показывает чувства обоняния и осязания. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат цветка, подносимого ей юношей. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. На переднем плане (проза жизни и намек!) обнюхиваются две большие породистые собаки. Еще одна пара влюбленных демонстрирует, скажем так, удовольствие осязания.
Группа мастеров. Обоняние и Осязание
1751
Голландские художники XVII века избрали для аллегорий свои образы в излюбленном жанре натюрморта. Их живописные ребусы и шарады включают цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркала, ларцы и ковры, предметы, которые трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.
Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской
73×55 см, дерево
Фламандский натюрморт - это праздник жизни, торжество изобильной природы, столь звучно воспетое Франсом Снейдерсом. В полотнах под общим названием «Лавки» («Лавка рыбы», «Лавка дичи», «Лавка овощей» и «Лавка фруктов») также прослеживаются основные аллегорические темы, и в том числе - «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение).
Франс Снейдерс. Фруктовая лавка
Потом на смену натюрморту пришла сюжетная картина, и вот уже обоняние символизирует курильщик трубок, вкус - пьянчужка в таверне, слух - деревенские музыканты. Ну, а за осязание «отвечают» залихватские объятья деревенского ухажера.
Хосе де Рибера. Сюжет 2
Курильщики в тавернеДавид Тенирс Младший. 1660-е , 29×38.3 см
Рембрандт Ван Рейн. Пациент без сознания (Обоняние). 1625, 21.6×17.8 см
Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха нашатыря: так пытаются привести в чувство юношу. Эту картину из цикла «Пять органов чувств» обнаружили в 2015 году всем на удивление. Событие неординарное, ведь ранняя работа мастера «Обоняние» считалась утерянной.
Выбор символа Рембрандтом необычен - что ж, приятных и неприятных запахов не бывает. Мы их воспринимаем в зависимости от контекста и культурной среды. И если ароматы Версаля, страдающего долгие годы отсутствием канализации, королевские гости и придворные вынуждены были воспринимать как должное, то молодой папаша на картине Адриана Браувера, вытирая попку своему малышу, кривится. Впрочем, так же, как и папаша с полотна Адриана ван Остаде.
Адриан Браувер. Неприятные отцовские обязанности. Запах
Адриан ван Остаде. Обоняние
Как видимо, для изображения эфирных субстанций мастерам понадобились недюжинные изобретательность и фантазия.
Александр Николаевич Бенуа. Азбука. Оимиам
1904
Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад... Другие - царственны, в них роскошь и разврат...
Хотя ароматы невозможно сохранить, но, ссылаясь на архивные записи, можно реконструировать ароматные субстанции и предположить: чем «пахнут» герои полотен?
«Ваши пальцы пахнут ладаном» (точнее, миро, в состав которого входит это ароматическое вещество) - так можно сказать об образе Марии Магдалины. Согласно Евангелию, она омыла ноги Христа и отёрла своими волосами. Сосуд с благовониями - главный атрибут библейской героини. В христианстве благоухание ладана, елея, миро наделено священным смыслом.
Питер Пауль Рубенс. Пир у Симона Фарисея
1620, 189×285 см
Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина.
1565, 98×119 см • Масло, Холст
Рогир ван дер Вейден. Семья
Энтони Фредерик Сэндис. Мария Магдалина
Мария Магдалина. Андреа Соларио
1524
Одним из самых популярных на протяжении нескольких столетий был запах розмарина. Эфирное масло этого растения входило в ароматическую смесь под названием «Вода королевы Венгрии», рецепт которой зафиксирован в конце XIV века (1370 г.). Зенита своей «душистой» славы «Вода королевы Венгрии» достигла в XVII в. Так что можно смело предположить, что монаршие особы и придворные, шурша оборками, распространяли аромат розмарина.
Петрус Кристус. Портрет девушки
1470, 22×29 см
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
1434, 59.7×81.8 см. Масло, Холст
Ян ван Эйк. Сюжет 32
В XVI веке царили пряные ароматы Востока и нежные цветочные запахи, которые содержались в ароматницах, так называемых «помандерах». Их использовали не только для декоративных целей - с их помощью спасались от инфекций и отгоняли неприятные запахи. В емкости с перфорированным стенками клали шарики, сформированные из ароматических веществ на основе амбры, цибетина и мускуса. Обладатели таких аксессуаров добавляли по вкусу ладан, стирракс, гвоздику, корицу, гилеадский бальзам, камфору, лаванду, майоран, мускатный орех, корень ириса флорентийского, розмарин, розовое масло, нард, душистые цветочные воды и т. д.
Тициан Вечеллио. Портрет Элеоноры Гонзага
1538, 114×102.2 см
Остзанен Якоб Корнелис. Портрет Эдцарда I Великого
1518
Пурбус Петер. Портрет неизвестной с помандером на золотой цепочке
XVI век
Тициан Вечеллио. Кларисса Строцци
Тициан Вечеллио. Красавица
1530-е , 75×100 см
Впервые эти туалетные аксессуары были изображены в «Лодках неразумных женщин» - серии из пяти карикатур, выпущенной Йодокусом Бадиусом в 1502 г. Эти карикатуры высмеивали злоупотребления, связанные с каждым из пяти чувств. Гравюра изображает «Лодку дурацких запахов», где находятся три дамы, одна из которых держит в руках цветы и одновременно нюхает приобретенный у присутствующего там же парфюмера помандер, который подносит ей подруга.
Роза и корица - ароматы английских леди XVII века. Барышням рекомендовали протирать подмышки отваром-смесью из белого вина, розовой воды и стеблей корицы.
Уильям Ларкин. Портрет Фрэнсис, графини Сомерсет
1615, 43.8×57.5 см
Уильям Ларкин. Портрет Энн Сесил, графини Стэмфорд
Уильям Ларкин. Элизабет Друри, графиня Эксетер
Король Людовик XIV любил аромат роз, лосьоном из которых его растирали по утрам и после каждой перемены одежды. Гардероб менялся 3−4 раза в день - после охоты, после прогулки, после бала. И каждый раз королю подавали свежее белье и растирали его с головы до пят спиртовым лосьоном.
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV
1701, 190×279 см
Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала насыщенные, «тяжелые» ароматы. Есть свидетельства о том, что портьеры её будуара почти 20 лет после смерти хозяйки сохраняли запах мускуса, которым она якобы приворожила короля.
Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур
1756, 157×201 см
Сменившая её мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графини Дюбарри
1781, 51.4×69.2 см
«Чувственно-сладкий букет» из жасмина, ириса, серой амбры, розы и туберозы сопровождал Марию-Антуанетту. Формулу духов, которые так любила жизнерадостная супруга Людовика XVI, получивших название Le Sillage de la Reine - «След королевы», - обнаружили в национальных архивах.
Элизабет Виже-Лебрен. Королева Франции Мария Антуанетта
1788, 195×271 см
Если говорим о женских образах, столь любимых Жаном Огюстом Домиником Энгром и Жаком-Луи Давидом, - вспоминаем то, что большинство прелестниц использовали пачули. Современному человеку вряд ли понравился бы этот резкий и малоприятный запах. А вот в эпоху наполеоновской империи пачули были в фаворе, а секрет их популярности скрывался… в индийских шалях. Дамы носили легкие платья в неоклассическом стиле, и, чтобы не замерзнуть, кутались в индийские кашемировые шали. А на Востоке кашемировые шали, чтобы уберечь от моли, издавна прокладывали сухими пачулями. В итоге их землисто-древесный запах стал прочно ассоциироваться с красивыми экзотичными шалями, и парфюмерам пришлось срочно выпускать духи с ароматом пачулей. К середине XIX века мода на Восток прошла и аромат пачулей потихоньку развеялся.
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Антония
Жак-Луи Давид. Сестра художника Эжена Делакруа
1799, 112×146 см. Масло, Холст
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Панкук
1811, 68×93 см. Холст
Жак-Луи Давид. Портрет дочерей Жозефа Бонапарта
100×130 см. Масло, Холст
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар
1806, 116×90 см
Жозефина Богарне обожала крепкие запахи. Ее туалетная комната в Мальмезоне была настолько пропитана запахами, - смесью мускуса, цибета, ванили и амбры, - что этот «микс» ароматов можно было почувствовать даже десятки лет спустя.
Фирмен Массо. Портрет Жозефины
Первая половина 20-го века подарила не только женщинам, но и мужчинам разнообразнейшую палитру ароматов - на любой вкус. Ароматным воплощением пуристских и конструктивистских идей стали духи «Шанель № 5», появившиеся в 1921 году. Влияние конструктивизма ощутимо не только в сухом цифровом названии, но и в форме флакона. В его простом квадратном дизайне отразилось стремление к суровой выразительности, чистой целесообразности, лишенной декоративных элементов. Это один из первых образцов классики ХХ века, и не случайно сейчас флакон «Шанель № 5» выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Пит Мондриан. Фокстрот
АФернан Леже. Сюжет 84
По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал скрытую аллюзию на очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Можно допустить, что на премьеру балета Дариуса Мийо «Голубой экспресс» (над костюмами для которого работала Коко Шанель), пришли зрительницы со шлейфом этого смелого аромата, и его наверняка предпочитали и героини картин Тамары Лемпицки.
Пабло Пикассо. Задник к балету "Голубой экспресс"
1924
Тамара Лемпицка. Женщина в костюме
Тамара Лемпицка. Сидящая обнаженная
Что ж, художникам, как никому другому, удалось уловить и запечатлеть «пятое чувство» - обоняние. Вы ведь ощущаете аромат, глядя на прекрасную картину с розами? Теперь, зная символическое значение атрибутов и модные веяния разных времен, можно значительно расширить представимую палитру запахов известных работ.
Лоуренс Альма-Тадема. Розы Элагабала
Автор Елена Настюк
Источник -
Артхив А также статья о символах в искусстве в моем посте
"На лепестках Цветов написано посланье"