Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий (*22 ноября 1890 - †30 декабря 1941) - советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий».
Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Вместе с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизму.
В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Культур-лиги» (идиш: лига культуры) - авангардного художественного и литературного объединения, которое ставило своей целью создание нового еврейского национального искусства. В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919-1920).
В 1917-1919 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на языке идиш, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. В отличие от склонного к традиционного еврейского искусства Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму.
Лисицкий умер от туберкулеза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте нам больше танков». Похоронен на Донском кладбище в Москве, вместе со своим отцом Марком Соломоновичем, родным братом Рувимом и его женой Лелей.
Известия АСНОВА, 1920-е
В 1926 году под редакцией Л. Лисицкого и Н. Ладовского был издан первый номер «Известий АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов)», в который вошли статья Ладовского «Основы построения теории архитектуры» и наиболее значительные проекты членов ассоциации 1923-1925 годов.
Кунстизмы, 1920-е, Книги
«Кунстизмы». Книга - монтаж о новом искусстве изданная Эль Лисицким вместе с Гансом Арпом в 1925 году.
Обложка журнала «Журналист», № 1, 1929 год
Автор Эль Лисицкий.
Есть метро!
Страница из журнала «СССР на стройке», № 8, 1935 год. Автор Эль Лисицкий.
Первый в Москве трамплин для прыжков на лыжах. Воробьевы горы
Автор Эль Лисицкий. 1931 год.
Афиша выставки достижений СССР в Германии, 1929 год
Автор Эль Лисицкий.
Афиша лекции Казимира Малевича в Оренбурге
В июле 1920 года в Оренбург приезжают Казимир Малевич и Эль Лисицкий, лидеры УНОВИСа - движения утвердителей нового искусства. Малевич читает лекцию «Государство Общество Критика и Новый художник (Новатор)». После чего весь август вместе с Лисицким (автором эскизов знамен новой России) отдыхают в кумысолебнице под Оренбургом.
Обложка книги «Записки поэта»
Автор книги: Илья Сельвинский. Оформление Эль Лисицкий. 1928 год.
Обложка книги «ZOO или Письма не о любви»
1924 год. Автор книги Виктор Шкловский, дизайн обложки Эль Лисицкий.
Плакат СССР на международной выставке меха, 1930 год
Эль Лисицкий - Топография типографики. 1920-е
Тезисы сформулированные Эль Лисицким о типографике и визуальном восприятие.
1. Слова, напечатанные на листе, воспринимаются глазами, а не на слух.
2. С помощью обычных слов представляются понятия, а с помощью букв понятия могут быть выражены.
3. Экономия восприятия - оптика вместо фонетики.
4. Оформление книжного организма с помощью наборного материала по законам типографской механики должно соответствовать силам сжатия и растяжения текста.
5. Оформление книжного организма с помощью клише реализует новую оптику. Сверхъестественная реальность совершенствует зрение.
6. Непрерывная последовательность страниц - биоскопическая книга.
7. Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы.
8. Напечатанный лист побеждает пространство и время. Напечатанный лист и бесконечность книги сами должны быть преодолены.
Художник
Проун 1А, Мост I Предложить название
Абстракция в розовых тонах
Клином красным бей белых, 1920
Вот два квадрата, 1920
Геометрическая абстракция
Преподаватели Народного художественного училища
Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит делопроизводительница училища.
Источники -
Вікіпедія,
Википедия,
Артхив и
Тогда