Оригинал взят у
mamlas в
Сергей Брушко. «Как вы тут справляетесь?» «РР-Онлайн» представляет портфолио белорусского фотожурналиста 90-х годов Сергея Брушко, активно работавшего в период, когда «одна страна умирала, другая - только рождалась»
«Как вы здесь живете? Как вы справляетесь?» - если пытаться сформулировать главную тему, которую снимал Брушко, получается вот такой вопрос, адресованный детям и старикам, мужикам и тёткам, людям, оставленным один на один со своими обстоятельствами, потерями, трагедиями, заботами и памятью о прошлом. «Да вот как-то так справляемся», - отвечают его кадры. Ему было важно задавать этот вопрос в поездках в Чернобыльскую зону отселения к людям, в чьей судьбе авария на ЧАЭС отзывалась долгим-долгим эхом, на сельских свадьбах и похоронах, глядя в глаза бабушкам у автолавки в дальней деревне.
Брушко-фотографа не сильно интересовали сиюминутные «быстрые новости» из столицы. Снимая, он никуда не торопился. В его бережном внимании к своим безвестным персонажам чувствуется нежная любовь и тревога родного человека. Его кадры - честный журналистский документ о труднейшей эпохе 90-х, о сломе времени, спроецированном на конкретные судьбы рядовых граждан. О «позднем вечере» грозного ХХ века.
© Биография Сергея Брушко
Родился 28 мая 1958 года в городском поселке Городея, недалеко от г. Несвижа, Минской области.
1. Фотограф Сергей Брушко. Фото из семейного архива.
Свой первый фотоаппарат получил в 6 лет на день рождения. С тех пор вся его жизнь была связана с фотографией. В юности Сергей Брушко подрабатывал съемкой деревенских праздников, а на вырученные деньги покупал химикаты для занятия фотографией и редкие журналы «Чешское фото», за которыми ездил в Литву.
2.
По окончании школы с золотой медалью решил поступать на географический факультет БГУ, но при поступлении ему не хватило на экзаменах одного балла. И судьба вновь вернула его к фотографии, когда после армии он пошел учиться в Молодеченское ПТУ на фотографа-технолога. Откуда по распределению отправился в г.Солигорск для работы студийным фотографом в ателье.
3. Мужчина-инвалид помогает собирать соседям картошку, Гомельская область, 1997 год.
Но сразу же он пытается найти более свободную и перспективную работу, и его замечают как внештатного автора сначала в местной районной газете, а затем и в республиканской газете «Чырвоная Змена». Белорусскоязычная газета на волне гласности и появления национал-демократического движения постоянно поднимала остросоциальные и политические темы. Это не могло не сказаться на творчестве Сергея Брушко, его фотографии становятся все более и более остросоциальным, соцреализм исчезает из его работ, арт-фотография отходит на дальний план.
4. Один из митингов рабочих минских заводов против очередного повышения цен, г.Минск, 1990
Тема Чернобыльской трагедии для автора стала едва ли не главной на всю жизнь, начиная с первых поездок в 1987 году в зону отселения и онкологический диспансер и заканчивая последней командировкой за два месяца перед смертью. Тема социальной трагедии общества после аварии легла в основу этих работ. Почти не касаясь самой зоны отчуждения и экологических аспектов, Сергей Брушко рассказывал о трагедии людей, которые были просто изгнаны со своей земли в результате техногенной катастрофы. Тема встреч и расставаний, скитания без родной земли разрабатывалась им в течение десятка лет.
5. Пожилая семейная пара едет на мотоцикле, Минская облать, 1997 год
Он снимал развернутые репортажи из женской колонии, о беспризорниках, о вымирании деревень. Жизнь деревни - вторая его главная тема. Брушко создает психологический портрет белорусского села, его застойности, замкнутости, но при этом - его внутреннего спокойствия, достоинства и равновесия.
6. Медицинская комиссия в оздоровительном лагере для детей проживающих на территориях пострадавших от взрыва на ЧАЭС, Минская область, 1997 год.
Активный период творчества Сергея Брушко продлился около 10 лет. В середине 90-х годов прошлого века у фотографа выявилась неизлечимая болезнь Рейно. Последние пять лет жизни Сергей Брушко сражался с недугом, но именно в этот период была издана единственная книга - совместный труд фотографов Хугго Йегги и Сергея Брушко «В поисках Беларуси. 12 лет после Чернобыля», которая вышла в свет в 1998 году.
7. Собрание жителей небольшой деревни , Гомельская область, 1988
Последние два года фотограф проводил большую часть времени в больнице. 28 августа 2000 года Сергея Брушко не стало, он похоронен у себя на родине в поселке Городея.
8. Мужчина везет мешки с мукой с мельницы, 1996
Вспоминает Дмитрий, сын Сергея Брушко (по профессии, как и отец, фотограф)
9. Пожилая пара вспахивает свои огород при помощи трактора, 1998
Папу как фотографа я хорошо узнал где-то за три года до его смерти. В то время он готовил белорусско-швейцарский проект, посвященный Чернобылю. Его болезнь давала о себе знать, руки иногда даже не держали камеру. Но он был очень целеустремлен и торопился - боялся не успеть.Тему Чернобыля он снимал и раньше, поездки в чернобыльскую зону были частыми. Особенно на Радуницу - это один день в году, когда бывшие жители отселенных деревень могут приехать к своим домам и к могилам своих родственников.
10. День поминовения предков (Радуница) на территории зоны отселения, сильно пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1993
Радуница в чернобыльской зоне была сродни душевному чистилищу. Там были и слезы о малой родине, и радость встреч с соседями. Вообще, Чернобыльская трагедия оголила чувства белорусов, на которые они скупы в нормальной жизни.
11. Ссора между родителями во время деревенской свадьбы, Гомельская область, 1997
В последние годы он сильно стеснялся своей болезни. Постоянно болели руки и ноги, руки были посиневшими и опухшими. Это сказывалось на его общении с людьми. Он старался быть общительным и приветливым, но открывался немногим. Одна журналистка сравнивала его с ёжиком, который может эмоционально закрыться, если почувствует опасность. Но те, с кем он был откровенным, я думаю, не смогут забыть общения с ним, его энергетику, его ум и его оптимизм, который был в нем, невзирая на смертельную болезнь.
12. Празднование Дня Святого Михаила в небольшой деревне, Минская область, 1997 год
Отец не любил торопиться на съемке. Ему больше нравилось работать спокойно на периферии, чем в центре Минска на быстрых новостях. Он любил походить по месту съемки, пообщаться с людьми, которых снимал.
13. Переселенцы отселенные из деревень, которые пострадали в результате чернобыльской катастрофы , сажают картофель на сельскохозяйственных участках земли в пригороде Минска, 1998 год
Его фразы, которые запомнились :
«Вот иди и сними запах весны. Думаешь, это так просто?»
«Тут еще надо было походить, посмотреть». (Глядя на фотографии младших коллег).
«Во время съемки голова должна быть холодной, а сердце горячим,.. а не наоборот».
14. Приемник-распределитель для трудных подростков, где живут и учатся дети сбежавшие от своих родителей, г. Минск, 1993 год.
У него была мечта - дальномерная «Лейка». Лишь однажды он взял ее в руки для съемки портрета, и это оставило сильные впечатления. Он этим хвастался, потому что понимал технику, понимал, почему она стоит столько, чем она хороша. Несмотря на то что прогресс шел семимильными шагами, и уже в журнале «Foto&video» писали про дорогие цифровые «кэноны», отец больше любил механические камеры и пленку. А процессы обработки - это было действительно на уровне волшебства, когда два-три дня уходило, чтобы найти оптимальный процесс для проявки просроченной и сильно завуалированой пленки НК-2, которую в редакции покупали из-за дешевизны. Отца в редакции считали ретроградом за то, что он печатал фотографии на фотобумаге, а не сканировал на сканере.
15. Рыбалка на рассвете, 1987
По поводу политики, самым ярким воспоминанием остались горячие дебаты папы с моим дедом на родном хуторе, когда он приезжал на выходные к родителям. Дедуля был крепким хозяйственником, ностальгирующим по СССР и крепкой власти, а папа придерживался либеральных взглядов и выступал за независимость Беларуси. Эти взгляды пересекались в ночь с субботы на воскресенье в дедовском доме. Сидя за бутылочкой дедовской самогонки, они спорили о политике до хрипоты, они будили бабушку, которая давно спала в другой части дома. Они не могли принять аргументы друг друга, но в три часа ночи приходила усталость и понимание родственных связей, и в семье опять воцарялся покой и умиротворение до следующей субботы. И лишь бабушка на утро отчитывала обоих за ночные крики...
16. Приемник-распределитель для трудных подростков, где живут и учатся дети сбежавшие от своих родителей, г. Минск, 1993 год.
17. Богослужение в Жировическом монастыре, Гродненская область, 1988
18.
19. Награждения во время праздника урожая «Дожинки», 1996
20. 1991
21. Детский сад для детей заключенных в женской колоний. Гомель, Беларусь. 1989
22. Брошеная деревня в зоне отселения, пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, 1995
23.
24. День выселения жителей из деревни Новая Ельня, которая пострадала от взрыва на ЧАЭС, Могилевская область, 1993 год
25. День выселения жителей из деревни Новая Ельня, которая пострадала от взрыва на ЧАЭС, Могилевская область, 1993 год
26. Дети семьи отказавшейся уезжать из своего родного дома, который находится в зоне отселения пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1999
27. Дети семьи отказавшейся уезжать из своего родного дома, который находится в зоне отселения пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1999
28. Приемник-распределитель для трудных подростков, где живут и учатся дети сбежавшие от своих родителей, г. Минск, 1993 год.
29.
30. Пожилая женщина получает молоко по талонам в магазине , г. Минск, 1992
31. День выселения жителей из деревни Новая Ельня, которая пострадала от взрыва на ЧАЭС, Могилевская область, 1993 год
32. Дети очищают зерно от плевел. Минская область, 1997
33.
34. День поминовения предков (Радуница) на территории зоны отселения, сильно пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1995
35. День поминовения предков (Радуница) на территории зоны отселения, сильно пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1993
36. Встреча бывших соседей на кладбище в День поминовения предков (Радуница) на территории зоны отселения, сильно пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1995
37. День выселения жителей из деревни Новая Ельня, которая пострадала от взрыва на ЧАЭС, Могилевская область, 1993 год
38. Похороны одинокой соседки односельчанами, паром через реку Припять, Гомельская облать, 1997 год
39. Учения по гражданской обороне,1997
40. Детский республиканский онкологический центр, пос. Боровляны, 1992
41. Пожилая женщина на деревенской улице, Гомельская область,1988
42. Осмотр ребенка перед операцией в Республиканском детском онкологическом центре, г. Минск, 1988
43. Детский республиканский онкологический центр, пос. Боровляны, 1992
44. Ночь на Ивана Купала, Минск, 1987 год.
45.
46. Портреты Владимира Ленина на стенах школы, Минск, 1987
47. Пожилая семейная пара у своего дома, Гомельская область, 1996
48. Пожилая женщина покупает продукты в автолавке, 1997 год
49.
50. Дети семьи отказавшейся уезжать из своего родного дома, который находится в зоне отселения пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, Гомельская область, 1999
51. Отец-одиночка со своими детьми, Минск, 1996
От редакции «РР-Онлайн»:
В альбоме-каталоге BELARUS PRESS PHOTO 2011, изданном по итогам национального белорусского пресс-фотоконкурса, фотографиям Сергея Брушко был отведен большой мемориальный раздел.
В прошлом месяце белорусская таможня, уже пропустившая весной весь тираж альбома через границу из Литвы, внезапно переменила мнение о нём на резко негативное и часть тиража, возвращавшегося с презентации конкурса из всё той же Литвы, задержала и официально объявила... подлежащим уничтожению. Трудно и неприятно представлять себе людей, сжигающих вот эти кадры, рассказывающие о судьбах их же соотечественников и недавнем прошлом их собственной страны, а вместе с ними - и другие, уже современные, актуальные репортажные работы лучших белорусских фотомастеров.
52. Фотограф Сергей Брушко. Фото из семейного архива.