Расскажу немного о "шикоро известной в узких кругах" картине "Опоры общества" немецкого художника-дадаиста Георга Эренфрида Гросса (настоящее имя Georg Groß, художник немного "американизировал" написание в знак того, что не ассоциирует себя с немецким обществом того времени). Написана была картина в 1926 году и оказалась действительно пророческой.
Общая экспозиция намеренно построена таким образом, что глазу не за что зацепиться в качестве основы, фона. На картине на разных уровнях изображены 5 основных фигур и несколько неявных, схематических.
2 персоны внизу (товарищ с горшком на голове и стильный гражданин со свастикой на галстуке, в голове которого происходит черт знает что) - предствители совести общества, мыслящая и стардающая интеллигенция, которой не всё равно. Товарищи пьют пиво и выстрадывают для Родины свой путь в будущее. У горшочного мужчины в руках пальмовая ветвь - символ мира, но наличие большого количества пропагандистских газет в руках заставляет усомниться в чистоте его намерений. Гражданин со шпагой в руке своих намерений не скрывает вовсе, правда похвастаться ясностью мысли явно не может. Именно такие "пивные кружкИ в защиту Отечества" и зарождали прямо в этот момент своего самого известного сына, прославившегося несколько позже - Адольфа Гитлера.
Георг Гросс в Берлине (1930)
Справа, с дымящейся какашкой в голове - патриархальный бизнесмен, красавчик, консерватор, патриот своей страны. В руках у него флаг ушедшей в небытие в результате Первой мировой немецкой империи и на груди табличка с надписью "Социализм - это когда есть работа". Слева чуть повыше - поп. Большой и красивый, благославляющий огонь в окнах, войну, разрушение (конечно же, исключительно ради благих целей). Цвет его лица не позволяет нам усомниться в том, что у него есть некоторая тяга к рюмочке-другой. Ну а дальше уже правильные, четкие (и наверняка вежливые) ребята. Эти уже думают поменьше - за них подумали другие представленные на картине персонажи. Задача этой опоры общества - действовать. Четко и сразу, без лишних сомнений.
Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». (1920)
Сам George Grosz эмигрировал в США в 1932 году (когда уже не осталось никаких сомнений в том, что его столпы общества окончательно наворотили дел). Вернулся в Германию в 1959. Прожил полную жизнь, сумел увидеть восстанавливающуюся Родину через столько лет - дальше жить было особо незачем: умер через несколько недель после возвращения.
Надгробия Георга Гросса, Берлин
На данный момент эта действительно бесценная и вечная во всех смыслах картина вывешена в Новой галерее в Берлине.
Источник -
dirty.ru Подробнее о художнике в
моем посте