Русский авангард от Шагала до Малевича представлен в венской "Альбертине"

Mar 26, 2016 16:19

Шагал, Малевич, Кандинский, Филонов, Серебрякова, Гончарова, Ларионов, Григорьев, Петров-Водкин, Экстер, Альтман, Татлин, Лисицкий, Родченко… Не просто «звездные» имена и знаковые работы, но еще и блестящее представление феноменального явления в мировой культуре.



Марк Захарович Шагал. К моей невесте

Один из главных музеев Вены, периодически попадающий на страницы всех искусствоведческих обозревателей мира, художественная галерея Albertina вновь в центре внимания. На сей раз поводом стала выставка с громким претенциозным названием «Русские авангарды: от Шагала до Малевича». Опустим политический момент этнического происхождения Марка Шагала и Казимира Малевича и отправимся насладиться искусством, ведь если что сегодня и можно противопоставить играм властей и войнам народов, то это как раз искусство. Особенно если оно прошло проверку временем и выставляется в Вене.



Натан Альтман. Анна Ахматова



Казимир Северинович Малевич. Авиатор. 1914



Михаил Федорович Ларионов. Офицерский парикмахер. 1909, 89×117 см.



Борис Дмитриевич Григорьев. Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1916, 247×163 см.

На выставке - 130 шедевров. О ее масштабе и уровне можно судить и по тому, что из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) в Вену привезли даже «Черный квадрат» Малевича.



Работа Бориса Григорьева, фото с выставки - Артхив



Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Тревога

Конечно, сам жанр «русских авангардов» (множественное число здесь употребляется намеренно, с желанием подчеркнуть разнообразие возникших одновременно стилей) неразрывно связан с политической составляющей начала XX века - не просто так в разных залах мы встречаем мониторы, на которых демонстрируются компиляции из кинохроник тех времен: мы увидим и постепенно зарождающиеся революционные настроения, служащие естественным народным ответом на бессмысленное участие в Первой мировой войне, и даже, ближе к концу экспозиции, жутковатый кинофильм о создании культа личности Иосифа Сталина.

Изображаемый почти всегда одинаково, Ленин тоже стал в художественном смысле символом авангардистским, хотя бы благодаря несчетному количеству повторений, выступающих противовесом любой городской индивидуальности.



Константин Федорович Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк. 1926

Изначально милитаристский термин, авангард (фр. avant-garde) или буквально «передовой отряд» и означал реакцию художника (в обширном понимании этого слова, как англ. artist) и творческих группировок на происходящее в окружающем мире. Футуризм (одно из главных авангардистских направлений - в первую очередь, правда, в литературе) стихами Маяковского очень точно обозначил превосходство политической составляющей над личной славой:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь…
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.



Натан Альтман. Петрокоммуна. 1921

Впрочем, создатели экспозиции подчеркивают, что не так важна сегодня та программная часть творчества, как ее форменное выражение. Буквально в начале выставке нас встречают две картины художника Натана Исаевича Альтмана - это известный кубический портрет Анны Андреевны Ахматовой, встречаемый часто в учебниках по литературе, и картина «Петрокоммуна», напоминающая агитационную листовку. Первая была создана в 1914 году и узнаваема до сих пор, найти вторую (год 1921) в поисковой системе Google, не зная точного названия, довольно проблематично. За 7 лет художник нашел, о чем писать в своем прорывном стиле, но мы видим, что именно фирменный стиль увековечил его имя, а никак не позже обретенное смысловое направление творчества.



Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фантазия. 1925

Тем любопытнее на этой выставке картины, лишенные пропагандистской составляющей вовсе.



Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Баня. 1913

Не только сами известнейшие и яркие работы, но и намеренное их противопоставление - часть общей «игры на публику» данного вернисажа: ясная, светлая работа Серебряковой, воспевающая красоту женского тела, и карикатурная «Венера» Ларионова - весьма неожиданный спецэффект…



Михаил Федорович Ларионов. Венера и Михаил. 1912, 85.5×68 см.

Из работ, которые, отражая суть века перемен, не являются все же политизированными, возьмем, к примеру, «Велосипедиста» Натальи Гончаровой - изображение движущегося на велосипеде человека, вокруг которого рассыпаны буквы и слоги, легко складывающиеся в голове в стандартные городские вывески начала 20 века.



Наталья Сергеевна Гончарова. Велосипедист. 1913, 78×105 см.

Подобранными цветами, направлением движением велосипедиста (движение вперед обычно выражается слева направо, герой же картины движется как раз назад) и смешением букв с вывесок Гончарова будто показывает непонимание человеком окружающего торжества урбанизма. Парадокс заключается в том, что человек уже сам невольно стал частью этого будущего, ведь велосипеды в своей современной форме появились только ближе к концу 19 века.

Подобным образом сегодня можно со смартфонов фотографировать старинные особняки, выкладывать результат в социальные сети и ужасаться тому, что ты родился не в то время. Авангардизм очень точно и очень тонко чувствовал это внутреннее человеческое противоречие, пытаясь решить его поиском новых форм.



Наталья Гончарова. «Голубая корова», 1911

Интересный момент: выставка получила название «От Шагала до Малевича», что может показаться странным, ведь Шагал и родился, и умер позже Малевича - на 8 и 50 лет соответственно.



Марк Захарович Шагал. Еврей в красном. 1915

…Вот только Марк Захарович авангардистом является в более советском понимании этого термина - он противопоставляется реализму. Свое творческое кредо сам Шагал формулировал следующим образом: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Его творчество пропитано переосмыслением еврейского фольклора и даже каких-то поговорок на идише в изобразительном искусстве. Казимир Малевич же был авангардистом по собственному решению - тот же Шагал был для него представителем старой школы, той, которая времени не соответствует, и с монополией которой следует потому бороться, не покладая рук и кисти.



Марк Захарович Шагал. Скрипач

Мрачные «Скрипач» и «Красный еврей» Шагала демонстрируют его живой интерес к теме своего народа, на тот момент еще и не мечтающего о получении государства, а живущего по всевозможным закуткам всего мира, в том числе и в родном для Марка Шагала Витебске. Выпадение этого народа из общей картины мира как раз и обусловливает его попадание на картины Шагала.

Лишенная еврейской тематики, заглавная картина выставки «Прогулка» (именно она смотрит на венцев со всех афиш) сочетает в себе сразу несколько смыслообразующих элементов - это и женщина, которая держится за руку мужчины и одновременно парит над землей, и накрытый на холмах за городом пикник, красной скатертью выделяющийся среди всех цветов картины, и сливающийся с природой город, виднеющийся вдали за героями.



Марк Захарович Шагал. Прогулка. 1918

И опять мы видим отрыв от привычного: от города, от цвета и, в конце концов, от земли. Этот отрыв и следует считать главным авангардистким элементом в работах Шагала - отрыв от общей жизни из-за невозможности в ней существовать в силу национального происхождения и индивидуальных взглядов.



Марк Захарович Шагал. Автопортрет с семью пальцами. 1913

Малевичу, впрочем, подобного отрыва не хватало - он, подобно Маяковскому, видел будущее искусства в отрицании его прошлого. Идея основанного Малевичем супрематизма лежит в использовании простейших геометрических фигур и доминировании цвета над остальными свойствами живописи.



Казимир Северинович Малевич. Девушки в поле

На выставке представлены три картины, которые должны, по задумке Малевича, стать основой будущего чистого искусства - «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». Именно комбинации подобных фигур и их наделение цветами предназначены были задать искусству вектор в развитии. «Девушки в поле» или «Человек в супрематическом ландшафте» очень точно демонстрируют, что конкретно Малевич имел в виду под простейшими фигурами и доминированием цвета.



Казимир Северинович Малевич. Красная конница. 91×140 см.



Казимир Северинович Малевич. Мужчина в супрематическом пейзаже

Относиться к Казимиру Севериновичу можно по-разному - можно последовать примеру девушки, чей голос я случайно услышал возле картины «Красный квадрат»: «О, безумный Малевич. А почему красный квадрат? Он же черный рисовал!», можно быть его фанатом и утверждать, что только это и вправе называться искусством, но неоспорим один факт - он внес свою лепту в развитие художественной мысли, пусть, подобно доминированию цвета на его картинах, его идеи порой и доминировали над художественной ценностью его работ.

Впрочем, последний вывод о Малевиче применим и к «авангардам» в целом - в желании новизны они часто не учитывали интересов аудитории. Впрочем, время все расставило по своим местам: сами идеи, достойные пережить своих творцов, это сделали и смотрят на нас с картин художников начала 20 века в венской художественной галерее Albertina. Идеология же в любом случае проиграла неравный бой форме - картины и искусство пережили и переживут любой социальный строй и государственный режим.



Павел Николаевич Филонов. Пир королей. 1913, 175×215 см.



Владимир Васильевич Лебедев. Обнаженная модель. 1935

Выставка продлится до 26 июня 2016 г.

image Click to view



Источник - фотоматериалы и иллюстрации Артхив

Австрия, Авангард, СССР, Российская империя, Музей, Арт, Видео

Previous post Next post
Up