Собачья жизнь

Jan 27, 2014 18:54

Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. Забываем, что Господь заповедал нам: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37).

С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое  подобающее место.

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси повышало роль четвероногого помощника в жизни человека. На русской земле, помимо охраны, собаки  использовались и в промысловой охоте.

И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина. В самые лютые морозы собака не смела, ступить дальше сеней.


Но сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет,  не может быть запретов на это».

Все-таки следует помнить, что если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно  отвести ей место в прихожей.  Однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи».
 Поговорку «собака - друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.
Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд.
Смотри, как велики земля и небо.  Но не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Детей своих надо любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых - как святых, Ангелов - как Ангелов, Бога - как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат.

Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям - собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это - поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых - друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке - одно из звеньев этого понимания.

реальность, Вера, природа

Previous post Next post
Up