Еще в древнегреческие философы делали попытки найти твердые основания жизни, которые можно было бы назвать самой истиной, ни к чему не пришли. Чего только не предлагали, какие подчас гениальные идеи были, какие философы были, одни имена что стоят. Начиная с Гераклита, этого темного философа, заканчивая, такими как Сократ, как Платон, Аристотель. Это потрясающие имена. До сих пор мы читаем их и действительно удивляемся глубине их мысли. Но что они дали в понимании истины?
Один полагал так. А другому казалось иначе, а тому - ещё. А где критерий истинности? Где критерий правильности этих мыслей, этих идей? Где он?
Вот этот вопрос о критериях как раз и показал всю слабость не только древнегреческой философии, а, если хотите, фактически уничтожил и классическую философию всех последующих времен, включая и нашу современность. Где критерий?
Знаменитые слова Протагора - одного из очень громких философов Древней Греции, в которых классически выразил ситуацию: «Человек - мера всех вещей».
Какой человек? А любой. Тое есть нет объективной истины. Слышите? Нет её.
Для каждого человека она своя. А что такое своя истина для каждого человека, представьте себе - тогда на чем же можно основывать свое мировоззрение, свою жизнь? Если хотите, свою мораль? И то, что сейчас очень любят употреблять постоянно слово, свои так называемые общечеловеческие ценности. Где она истина в этих ценностях?
Вопрос: «Что есть истина?» - оказывается, пронизывает всю историю человеческой мысли. И, будучи основан исключительно только на рассудочном, логическом понимании того, что истина - это значит то, что есть. А что есть?
Это громадная ошибка, которая допускалась и допускается до сих пор, и она будет еще долго допускаться.
Истина - это не что, а это Кто.
Что есть по определению бог? Он источник всего бытия. Он источник человека. В частности, его разума, его интеллекта. Всего его. Если есть Бог, следовательно, где же эта твердая основа, на основании которой, мы можем строить и всю свою и рассудочную деятельность, и практическую жизнь?
Только, Бог, по определению, может быть истиной, если Он есть. Потому что Он, как вечно существующий, Он, как независимый ни от каких ситуаций нашей жизни, истории, вообще ни от чего не зависимый.
А если Бог есть истина, в таком случае, во-первых, конечно, это Кто, а не что.
А во-вторых, это особенно требует размышления и рассуждения тогда, а Кто же это такой, Бог? И каким образом Он может быть тем критерием, абсолютным критерием всех наших идей, всех наших, если хотите, теорий, каким образом это может быть?
Бог - Он есть сущность всего бытия. И эта сущность, это закон бытия, это сама истина. Истина есть Любовь.. Такого никто никогда не говорил. Это совершенно, абсолютно идея настолько парадоксальная, настолько необычная, настолько, странная для людей, которые привыкли истину искать только в области мысли, в области рассуждений, в области интеллекта. И вдруг здесь такое определение.
Более того, это определение, если мы его попытаемся отнести к практической жизни человека, то оно приводит к следующему: оказывается, отсюда следует - нет истины там, где нет любви. Почему? Если хотите в плане чисто формальном, по определению, если Бог есть Любовь, если он есть Истина, следовательно - в любых человеческих деяниях, в любых человеческих поступках, в любых импульсах человеческой души, там, где нет любви, там нет истины!
Это можно показать на примере. Примера кого? Христа. Который, будучи фактическим Владыкотьй мира, принес себя в жертву ради спасения людей.
Здесь мы видим очень интересные вещи. Один из глубоких мыслителей древности сказал: «Истина познается и приобретается по силе жизни». Причем, какой жизни? В данном случае неслучайно употреблено слово «сила», потому что здесь речь идет о понуждении себя, об усилии к определенному направлении в жизни.
О какой любви говорит христианство? Оно говорит об этом состоянии, которое приобретается. Слышите? Не возникает, а приобретается. Это первый и самый, я бы сказал, серьезный момент, который придает возможность нам понять, о чем мы говорим. Возникающая любовь, о которой мы слышим постоянно, это явление чисто биологического порядка. Это естественно, нормально, но это, же никакого отношения не имеет к тому, о чем мы говорим, как о высшем состоянии человека.
А о какой любви говорит христианство? Оно говорит о той любви, которая приобретается уподоблением человека в своей жизни, в своих практических поступках, в своих, если хотите, мыслях и желаниях, в направлении своей воли - тому образу Бога, который дан в христианстве во Христе. Для приобретения любви требуется исполнение того, что именуется заповедями. Что такое заповеди, говорит христианство?
Заповедь - это не закон, это не приказ, а это, оказывается, изображение свойств нормального человека, при котором в человеке возникает, а лучше сказать - пробуждается то великое, что мы называем любовью.Только при одном условии, только приобретение исцеления души человеческой от того, что называется страстями, только при этом исцелении возможно изменение внутреннего состояния человека. И тогда в нем по мере этого исцеления происходит то преображение, которое приводит его к состоянию, именуемому состоянием любви.
Мы обычно думаем, что любовь - то, что возникает. Неверно. Возникновение - это совсем не то. Это, в лучшем случае, романтика. Любовь - это ценность, которая приобретается трудом и подвигом. Каким? Борьбы, прежде всего, со своим эгоизмом. Борьбы со своей неправдой, с ложью, с лицемерием, лукавством, тщеславием и гордыней.
Разве любовь невозможна там, где в человеке вот эти все свойства? Нет. Потому, что это лукавство, эта ложь, это лицемерие, этот обман и прочие вещи, эта гордыня - всё это не дает возникнуть в человеке этому высочайшему свойству или качеству, которое именуется любовью. И которое если приобретается человеком, то действительно делает его поступки истинными, то есть соответствующими той истине, которую мы именуем Богом.
Однако следует помнить , что не сила мысли приводит человека, к познанию истины. Нет, нет. А к познанию истины человека приводит правильная жизнь. Правильная. Если хотите, слово «правильная» означает праведная жизнь. Вот, что приводит. А без понуждения себя, без борьбы со всем тем, что мы называем злом, грехом - как угодно, без очищения души - не просто внешнего поведения, а без очищения души невозможно приобретение вот этой истины, которая именуется любовью.
Вспомните только хотя бы нашего святого Серафима Саровского - как он встречал каждого человека, приходящего к нему, и что чувствовал человек. Он говорил: «Радость ты моя», - и человек ощущал эту любовь, с которой вдруг к нему, незнакомому человеку, обращаются. И не просто обращаются, а человек чувствовал, что это обращение от всей души, не лицемерие, не светская какая-то привычка, не так, как сейчас мы говорим: «Ой, как я вас люблю»,
А посмотрите - что происходит с человеком, который действительно правильным путем, праведной жизнью очищал свою душу вот от этой грязи. Почему этого не бывает с другими людьми? А мы их почти не видим. Точнее, просто не замечаем. Никто не занимается своей душой. Мы занимаемся чем угодно, но не занимаемся душой. Своей душой. Это самая страшная беда, которая есть в человеческой жизни. Кажется ищем - где она, истина? Возмущаемся неправдам, несправедливостям, обманам, воровству, лжи. Человек, смотри в себя. А что у тебя? Человек, ты хочешь узнать, кто ты? Какое твое отношение к истине? Посмотри на свои мысли. Посмотри на свои желания, посмотри на свои чувства, посмотри на свои надежды. Посмотри, только сними розовые очки, пожалуйста. И если только человек на это посмотрит, тогда он поймет: «Боже мой, что же во мне творится? Что во мне за мир такой?».
Конспект лекций А.И.Осипова