Каждому кто хоть немного знает о Второй мировой войне известно что в начале конфликта японский флот блестяще одерживал победу за победой. О причинах того сказано и написано много: передовая авианосная авиация с отлично обученными летчиками, массированное применение авианосцев, внезапность нападения на США которое выбило американский линкорный флот, необходимость союзников напрягать все силы в войне с Германией (особенно это касается Англии, но и в США считали немцев врагом номер один), и так далее.
Мне бы хотелось немного написать о двух фундаментальных вещах: о макроэкономической стороне вопроса, и о том почему японская доктрина получилась именно такой.
Картинка для привлечения внимания: 機動部隊, ака Кидо Бутай
Экономика
Многим кажется странным тот факт что относительно малая экономика Японии сумела создать флот, который поначалу одерживал победы над вооруженными силами США и Англии -- экономики которых были в разы мощнее японской. Но для понимания причин этого достаточно вот этой таблички:
Как видим абсолютные военные расходы Японии в 1937 году выше военных расходов США. Понятно что у японцев часть расходов это война в Китае, но и флоту также доставался весьма немалая доля бюджетного пирога, что в общем и целом обеспечивало примерный паритет флота Японии и США на Тихоокеанском театре военных действий; а с учетом внезапного японского удара и одновременной войны с Германией -- так и вовсе преимущество Японии.
Стоит специально отметить что это данные на 1937 год; США значительно увеличили военные расходы за несколько лет до 7 декабря 41 года, в том числе и заложив множество новых кораблей. Однако корабли строятся долго -- первые авианосцы типа Эссекс начали входить в строй только в 1943, так что вначале американцам пришлось драться тем что есть.
Доктрина
Тут еще интересней. Путь развития японского флота был по сути определен Русско-японской войной, победа в которой во многом была одержана благодаря одной-единственной морской битве в Цусимском проливе. После войны японские флотоводцы сделали два вывода:
1) Победа в войне на море достигается одним-единственным решающим сражением. Вся стратегия японского флота с того момента определялась подготовкой к тому самому решительному морскому сражению, с весьма плачевными последствиями для других функций флота -- амфибийных операций, контроля коммуникаций и так далее.
2) Нападение куда важнее защиты. Выражалось у японцев это во всем, начиная с общей стратегии и кончая тактико-техническими характеристиками конкретных образцов техники. Достаточно посмотреть на истребитель Мицубиси A6M ("Зеро") или на авианосцы Хирю и Сорю чтобы убедиться в этом: максимум внимания уделено нападению -- огневой мощи и скорости, защита же (в частности броня) создавалась по остаточному принципу.
Далее, в двадцатых Япония подписала Вашингтонские соглашения, которые ограничили тоннаж японского военного флота как 3/5 от американского и британского. Следовательно отныне тот самый решительный бой надо было вести при численном превосходстве врага: в первый период войны оно будет обеспечено договорными лимитами, а потом -- превосходством экономика врага.
Отчасти у японцев уже был готов ответ на эту стратегическую проблему -- то самое "нападение важнее защиты", которое при благоприятном стечении обстоятельств позволило бы нивелировать численное превосходство врага. Вторым ответом стало возведение массированного применения сил в ранг аксиомы -- и в частности именно из-за этого Генде удалось относительно легко "пробить" идею совместного применения японских авианосцев, т.е. создать то самое соединение "Кидо Бутай", сделавшее так много для первоначальных успехов японцев в первые шесть месяцев войны.
Так что как видим на начало войны у японцев на море:
- примерный военный паритет с другими "игроками"
- техника которая очень подходила для первого удара -- ошеломленному противнику наносился такой урон, что он не был в состоянии адекватно ответить (в частности из-за этого также временно не было необходимости в нормальной охране коммуникаций, ну и прочие проблемы японцев не были так заметны)
- и самое главное, авианосные соединения и массированное применение авианосной авиации, к чему японцы пришли раньше других из-за особенностей своей доктрины.
Ну а потом удача весьма закономерно отвернулась от японцев. Мобилизация гигантской экономики США не оставила от паритета и следа. В битвах начали вылезать фатальные недостатки японской тактики и техники -- пренебрежение конвоями обошлось японцам очень дорого, ну а отсутствие протектированных баков на Зеро это классика жанра. И самое главное, американцы после Перл-Харбора оценили преимущества авианосных соединений, и в этом вопросе они быстро оставили пионеров-японцев далеко позади.