Читаю тут мемуары Бена Рича про
Сканк Воркс. Книга старая, вышла в 1994 году, но ужасно увлекательная. Автор был там руководителем и лично проталкивал проект F-117, несмотря на немалые технические и финансовые риски для Локхида. А до того работал над U-2, SR-71, и так далее. Написано живо, весьма выпукло выведены другие действующие лица, особенно
(
Read more... )
Так у них "стелс" для другого. 22-й не для работы по земле (бомбы с GPS кидать может, но не более), а первоначально возможности и еще меньше были. 35-й, по земле работать очень даже способный, по незаметности, что характерно, 22-у уступает. Т.е. именно для ударника достижимый уровень незаметности сознательно в полной мере реализовывать не стали. Можно и еще дальше пойти - корейцы на своем свежем KF-21 отказались от внутренних отсеков вооружения. Туда же отнести и появление "иглов" в вариантах SA, QA и EX. И если у арабов альтернативы не было, то ЕХ, няз, планируют покупать как на родине, на и в Израиле, т.е. при наличии альтернативы в виде 35-го.
Это уже тенденция.
Собственно, термин "JDAM Revolution" не я придумал, и смысл его широко известен. Повторюсь: с появлением спутникового наведения отпала необходимость присутствия носителя в районе цели для ее точечного поражения.
КР, может и дороги, а вот JDAM ER уже не так. И разведку с доразведкой сейчас вполне успешно осуществляют с БПЛА, маленьких и незаметных.
Сетовать сейчас на отсутствии 117-х это как переживать об утрате SR-71 сегодня же. Это, безусловно, выдающиеся самолеты, но их время ушло и их задачи решаются другими способами.
Reply
Это уже покрывает немалую часть функционала Ф-117. Потому последние и сняли с вооружения (в апреле 2008, когда кроме терроризма других угроз ещё не особо проглядывалось), хотя в некоторых аспектах они наверняка более малозаметные нежели Ф-22. Ну а Ф-35 вообще заточен для работы по земле в первую очередь, с его-то модной EOTS.
> Т.е. именно для ударника достижимый уровень незаметности сознательно в полной мере реализовывать не стал
Что там и как с заметностью мы не знаем (может только предполагать, например очевидно, что заметность 117го в ИК диапазоне куда ниже). Да, возможно Ф-35 менее стелсовый нежели Ф-117, но тем ни менее малозаметность там явно стояла во главе угла, просто может пришлось пойти на некоторые компромиссы.
> корейцы на своем свежем KF-21 отказались от внутренних отсеков вооружения. Туда же отнести и появление "иглов" в вариантах SA, QA и EX
Это уже просто другой концептуальный подход, модная нынче тема с "я вижу, ты среляешь" - где стреляющий может быть как бомбовозом а-ля Ф-15. Оправдет ли это себя - ну, увидим. По мне так дроны в роли носителя оружия куда лучше, их не страшно ближе к полю боя подгонять.
> с появлением спутникового наведения отпала необходимость присутствия носителя в районе цели для ее точечного поражения.
Со стационарными целями так, хотя тоже есь ньюансы с доразведкой. С мобильными уже нет. И самолет нужен для немалой номенклатуры типов АСП - он тащит больше, чем может утащить КР, и делает это на круг дешевле.
> разведку с доразведкой сейчас вполне успешно осуществляют с БПЛА, маленьких и незаметных.
Да, скорее всего это будет будущим. Но и таким дронам лучше быть малозаметными.
> Сетовать сейчас на отсутствии 117-х
Я не сетую. Я наоборот, радуюсь, что такого инструмента у ВС РФ нет, хотя сейчас он бы очень им пригодился.
Reply
Так и я о чем. JDAM перекрывают практически весь функционал 117-го, и это относительно мало зависит от степени незаметности носителя. Поэтому 117-е и ушли
>>>Ну а Ф-35 вообще заточен для работы по земле в первую очередь, с его-то модной EOTS.
Как бы не скрывают, что EOTS нужна прежде всего для подвижных целей, да и то сейчас вполне есть кассетные АСП в самоприцеливающимися суббоеприпасами. А так, все засыпают издалека JDAM-ами (ЕR прям вообще хорошо), не входя в зону ПВО.
>>>Что там и как с заметностью мы не знаем (может только предполагать, например очевидно, что заметность 117го в ИК диапазоне куда ниже). Да, возможно Ф-35 менее стелсовый нежели Ф-117, но тем ни менее малозаметность там явно стояла во главе угла, просто может пришлось пойти на некоторые компромиссы.
Речь о сравнении 22-го и 35-го, а не о 117м. И именно при переходе от 22 к 35 малозаметность ю пожертвовали в пользу других, более актуальных о мнению заказчика качеств. Вы же не будете спорить, что 22 менее заметный, об этом, емнип, сами локхиды неоднократно говорили.
>>>Это уже просто другой концептуальный подход, модная нынче тема с "я вижу, ты среляешь" - где стреляющий может быть как бомбовозом а-ля Ф-15. Оправдет ли это себя - ну, увидим. По мне так дроны в роли носителя оружия куда лучше, их не страшно ближе к полю боя подгонять.
Тем не менее, эти аппараты вполне самостоятельны. Никто не собирается применять их в паре исключительно с каким-,нибудь передовым "стелсом".
>>>Я не сетую. Я наоборот, радуюсь, что такого инструмента у ВС РФ нет, хотя сейчас он бы очень им пригодился.
Повторюсь: сейчас поражать неподвижные, защищённые цели в глубине вражеской территории бомбами с лазерным наведением с пилотируемого аппарата - глупость. Он не выживет.
Reply
Перекрывают функционал GBU-27 тогда уж. Самолет это средство доставки.
> это относительно мало зависит от степени незаметности носителя.
Ещё как зависит. Малозаметный самолет как минимум сможет скинуть бомбу ближе к цели. Вы всё время упускаете этот момент из виду - как именно тяжелая бомба попадет туда, куда ей надо? Или надо делать крылатые ракеты с бетонобойной БЧ в тонну, и только ими и пользоваться? Экономика треснет.
> EOTS нужна прежде всего для подвижных целей
Прежде всего да. Но и стационарных тоже.
Спутниковая разведка не панацея. Мелкий рой не будет иметь нормального разрешения, крупные аппараты ДЗЗ известны и под их орбитальное расписание можно подстраиваться.
> эти аппараты вполне самостоятельны
Конечно самостоятельны. Речь о том, что самолетам четвертого поколения очень плохо приходится в условиях развитой эшелонированной ПВО противника. Так что либо эти борты будут в будущем летающими арсеналами в конфликте равных сторон, либо им придется лезть под молотки.
Reply
Доставка и есть цель. Мы ведь и рассуждаем о 117-м как части цепочки, концом которой оказывается появление некой БЧ в заданной точке. Если мы в эту цепочку включаем JDAM, то звено в виде 117-го спокойно меняется на нечто более удобное.
Повторюсь, термин JDAM Revolution придумал не я.
>>>Ещё как зависит. Малозаметный самолет как минимум сможет скинуть бомбу ближе к цели. Вы всё время упускаете этот момент из виду - как именно тяжелая бомба попадет туда, куда ей надо? Или надо делать крылатые ракеты с бетонобойной БЧ в тонну, и только ими и пользоваться? Экономика треснет.
JDAM ER летает, емнип, на 70 км. Я так понимаю, есть способы и это увеличить. Дальние цели, да, КР. Они сейчас вполне работают по защищённым бетоном и пр. целям. В неуязвимость 117-го в современных условиях я не верю. Регулярно малозаметные Storm Shadow ловят, поймают и его. Условия слишком другие по сравнению с Ираком.
>>>Конечно самостоятельны. Речь о том, что самолетам четвертого поколения очень плохо приходится в условиях развитой эшелонированной ПВО противника.
Угу. Но новых версий 15-го никто не ожидал ещё недавно. А что изменилось?
Reply
Меняется на другой стелс. Весь поинт был в этом.
Очевидно же, что малозаметный самолет доставит бомбу на такой рубеж сброса, который будет недоступен обычной авиации, ну или связан с излишним риском.
> JDAM ER летает, емнип, на 70 км
Ага, если его кидать с потолка и на приличной скорости. Лакомая цель для ЗРК.
> Дальние цели, да, КР. Они сейчас вполне работают по защищённым бетоном и пр. целям.
И стоят гораздо дороже притом (ну, если самолеты слишком много не терять).
Кстати, а что за КР которая явлется аналогом GBU-31/56? У Тауруса того же БЧ "всего" полтонны.
> Условия слишком другие по сравнению с Ираком.
Условия может да, а вот принципы радиолокации с тех пор не поменялись. Если дистанция твоего обнаружения в разы меньше, чем у других ЛА - это огромное преимущество так и так.
> Угу. Но новых версий 15-го никто не ожидал ещё недавно. А что изменилось?
Имхо пришло понимание, как сделать пилотируемые платформы четвертого поколения более устойчивыми - с помощью дронов, которыми управляет сам летчик. И для этого два человека в кабине более чем к месту.
Reply
Да, причем много чем получается ловить - то штабом, то кораблем...
Reply
Leave a comment