Мой соклановец по миру корабликов на этих выходных прокатился на B-17G, и поделился фотками. По-доброму ему завидую, чего таить.
Этот конкретный самолет не воевал (сдан ВВС 7 апреля 1945 года), но, впрочем, он был использован как воздушная лаборатория в трех ядерных испытаниях. Покрашен он под знаменитый бомбардировщик Второй Мировой
Nine-O-Nine, у которого было 140 боевых вылетов без единой потери члена экипажа. Чтобы понять какая это была редкость, стоит упомянуть, что у среднего члена экипажа американского бомбардировщика ВМВ шанс выполнить 25 боевых вылетов (после которых разрешалось дембельнуться) был примерно один из четырех.
Место бомбардира (оно же видно сквозь прозрачный носовой колпак на фото выше), который заодно был стрелком носовой турели. Виден прицел системы Нордена, очень продвинутая для тех времен штука. На полигоне КВО при сбросе бомб с использованием этого прицела было около 120 метров с высоты четырех с половиной километров -- американская довоенная доктрина подразумевала высокоточные (по меркам тех времен) стратегические налеты против ключевых секторов экономики противника. В боевых условиях точность была похуже, разумеется, но все же в простых метеорологических условиях в круг с радиусом 300 метров клали где-то ~треть бомб, со средней высоты в 6.4км.
Место бортового стрелка пулемета .50 калибра. Заметьте, никаких вредных излишеств, летишь с ветерком где-то на высоте Эвереста и при забортной температуре в -40!
Члены экипажа во время боевых вылетов надевали специальные комбинезоны с встроенным электроподогревом и кислородные маски. И не дай бог подогрев сломается -- замерзнешь насмерть, ибо покидать свою группу бомбардировщиков и снижаться в гордом одиночестве над вражеской территорией это почти верная смерть для всего экипажа.
Командир слева, второй пилот справа. К слову, насколько я помню, на английских стратегических бомбардировщиках второго пилота не было из-за нехватки обученных людей, со всеми негативными последствиями в случае гибели или тяжелого ранения командира.
У меня по соседству есть музей ВМВ, где я при посещении как-то пообщался с летчиком-ветераном. Он летал на Б-17 в войну, а после войны многие годы пилотировал этот самый Nine-O-Nine. Запомнилось, что у него в фотоальбоме была пара фото рядом. На одной группа немецких зенитчиков позируют на фоне крыла сбитого ими Б-17, а на второй сам летчик с одним из этих зенитчиков, через пару десятков лет после войны.
Еще немного фото:
Ну и упомяну до кучи фильм времен Второй Мировой о Б-17х, снятый в 1943 знаменитым голливудским режисером Уильямом Уайлером, который лично участвовал как минимум в семи боевых вылетах. В ходе съемок погиб один из его операторов, Гарольд Танненбаум, когда самолет последнего был сбит 16 апреля 1943. Озвучка сделана экипажем "героя" фильма,
бомбардировщика Memphis Belle. Один из лучших документальных военных фильмов времен ВМВ, на мой взгляд. Одна только жутковатая сцена на 25:20, где запечатлен подбитый и падающий как кружащий осенний лист Б-17ый, чего стоит.
Click to view
upd: самолет на фото
разбился 2 октября 2019 года, с человеческими жертвами :(