Доктрина Дуэ

Sep 13, 2010 21:30

Снова и снова в интернетах приходится читать высказывания типа "американцы в ВМВ следовали доктрине Дуэ"; "американцы в Югославии применили доктрину Дуэ" -- ну, кто в теме тот знает.

Под катом небольшой поток сознания на тему того что есть доктрина Дуэ, и какое отношение она имеет к английской и американской доктринам стратегических налетов.

Картинка для привлечения внимания


Доктрина Дуэ

Книга Дуэ "Господство в воздухе" есть на милитере.

Краткая выжимка тезисов:

1) Господство в воздухе будет завоевано бомбардировщиками, ибо они: разрушат центры сосредоточения, снабжения и производства [вражеской] авиации.

2) Бомбардировочная часть из 10 самолетов с полезной грузоподъемностью в 2 т бомб каждый может полностью уничтожить всё на площади круга диаметром в 500 м (прим. -- чрезвычайно оптимистично, и в плане кучности и особенно в плане возможности выхода на правильную цель -- будь то даже крупный город)

3) Инвестиция средств в истребительную авиацию -- пустая трата ресурсов. Части "воздушного боя" Дуэ -- это те же бомбардировщики, летящие в строю/около основной ударной формации. Если мы имеем бомбардировочный самолет с грузоподъемностью в 2 т бомб, то совершенно очевидно, что мы можем иметь другой самолет с несколько большими скоростью, радиусом действия и высотой полета, с грузоподъемностью только в 1 т бомб. Если в этом самолете мы используем его грузоподъемность в 1 т не для перевозки бомб, а для оборудования и снабжения его надлежащим огнестрельным оружием, то мы получим самолет воздушного боя с весьма значительной интенсивностью огня. По сути "коробочки" бомбардировщиков без истребителей сопровождения в ВМВ это и есть части "воздушного боя" Дуэ.

4) Перехват бомбардировочного налета противника -- бесполезная задача, ибо не знаешь где ловить. Стало быть каждый вылет на перехват -- пустая трата ресурсов, ибо вместо бесполезного вылета можно было бы бомбить врага (прим. -- тут Дуэ не виноват; он не мог знать о радаре).

5) Зенитные орудия и вообще наземное ПВО тоже не нужны. Читателю приводится фееричная картина летящего на ста метрах от земли бомбардировщика, поливающего все и вся из пулеметов; и противостоящих зенитных расчетов которые не в состоянии его сбить из-за слишком высокой угловой скорости перемещения (прим. -- а когда самолет пролетит и угловые перемещения станут минимальны, в хвост ему зарядить Заратустра не позволит?)

6) Мораль жителей под бомбежками рухнет немедленно. Сдача противника последует может быть...еще раньше, чем сухопутная армия успеет закончить мобилизацию, а флот - выйти в море. Затем -- мир, дружба, жвачка.

Английская предвоенная бомбардировочная доктрина

Английские энтузиасты независимых ВВС во многом протолкнули идею образования RAF под соусом организации стратегических налетов на немецкие цели, имея в виду как уничтожение индустриальных целей, так и понижение морали немецкого населения. В силу наличия немецких налетов на Англию идея пришлась ко двору.

Сразу после войны RAF едва не прикончили, однако Черчилль оставил все как есть да еще и сделал Хью Тренчарда главой ВВС. Тот, в свою очередь, убеждал всех что Англия может разрушить всех ее врагов посредством одних только стратегических налетов, и следовательно разорительная мобилизация и многочисленные жертвы времен Великой войны не потребуются. Думаю что отчасти он делал это понимая уязвимость недавно образованной ветви ВС и стремясь выбить "фонды" -- но к сожалению следствием стало то что доктрина "стратегических ударов по морали" уже к концу двадцатых превратилась для RAF в догму, в цель существования.

Доктрина английская была во многом идентична тому что провозглашал Дуэ: уничтожение с воздуха индустриальных центров и городов в расчете на нанесение материального ущерба экономике врага и понижение морали населения которое должно было потребовать от своего правительства прекращения войны. Всему остальному -- непосредственной авиационной поддержке, отражению налетов врага -- придавалось в лучшем случае второстепенное значение.

Однако все равно англичане сохраняли более-менее высокие уровни производства "Спитфайра" и "Харрикэйна"; возводилась интегрированная система ПВО с использованием радаров; продолжалось производства зенитных орудий. Т.е. налицо наглое игнорирование довольно важных постулатов доктрины Дуэ.

К слову, забавно то что во многом однодвигательные истребители строили потому что Чемберлен не хотел давать средства на весьма дорогие бомбардировщики, и настаивал на производстве дешевых самолетов. Так что пусть он и привел Англию к позору "мюнхенского сговора", но зато благодаря ему она имела средства с помощью которых страна вышла победителем из "Битвы за Британию".

Предвоенная американская бомбардировочная доктрина

Тут имеем все те же отличия от доктрины Дуэ что имели и англичане -- проектируются и производятся однодвигательные истребители; производятся зенитные орудия и проч.

Плюс имелось дополнительно отличие: американские военные теоретики в отличии от своих британских коллег не считали "удары по морали" путем выбамбливания городов лучшим методом использования стратегических бомбардировщиков. Вместо этого американцы пришли к методу "хирургических" ударов по ключевым точкам экономики врага -- таким как электростанции или заводы по производству шарикоподшипников. Предполагалось что в ходе дневных налетов с относительно малыми потерями (как своими так и вражескими) можно было достигнуть разрушения жизненно важных производственных цепочек в военной экономике врага.

Изменения американской бомбардировочной доктрины в войну

После неудач Швайнфурта американцам пришлось на время отказаться от точечных двневных налетов и время от времени использовать "удары по морали", т.е. ковровые бомбометания по городам. Однако производство скоростных истребителей и самолетов для НАП только увеличилось; появляются скоростные истребители-эскортники; стратеги начинают часто использовать в интересах сухопутных войск -- хороший пример тут изоляция ТВД в Нормандии путем выбамбливания французских железных дорог.

В целом несмотря несмотря на отдельные эпизоды которыми Дуэ гордился бы -- как скажем бомбардировочная кампания Ли Мея -- в ходе войны общий вектор развития доктрины воздушной войны увел американцев еще дальше от идей Дуэ чем они были в начале оной. И даже в годы верховенства SAC производство истребителей, самолетов НАП, наземного ПВО и пр. никуда не делось.

В качестве резюме: если человек рассуждает о "следующих доктрине Дуэ американцах" -- он попросту не знает о чем говорит =)

история, авиация, стратегические налеты

Previous post Next post
Up