Как и обещал в
первой части, выкладываю фотографии моего визита на "Конститьюшн", с комментариями и всяческими интересными фактами.
Сначала обойдем корабль снаружи, а потом уже заглянем на три его палубы.
1. На заднем плане --
мемориал битве при Банкер-Хилл.
2. Аллея возле корабля. Справа от Constitution виден эсминец USS Cassin Young (DD-793).
3. Он правда, закрыт для посетителей.
4. Длина USS Constitution между перпендикулярами 62 м, по ватерлинии 53 м, а по килю 44 метра.
5. Высота фок-мачты 60м, грот-мачты 67м, бизань-мачты 52.6 м.
6. Водоизмещение 2200 тонн
7.
8.
9.
10. Площадь парусности 3968 м²
11.
12. Осадка спереди 6.4м, сзади 7м.
13.
14.
15.
16. На заднем планы видны небоскребы Бостона
17.
18. Рекорд скорости корабля в течении часа -- 14 узлов; в течении суток -- 10.3 узлов; в течении трех суток -- 9.2 узла.
Теперь зайдем на верхнюю палубу
19. Моряки одеты вполне по-современному, правда вроде на торжественные мероприятия они надевают форму старого образца. Рында сделана на двухсот-вековой юбилей войны 1812 года; она -- четвертая в истории корабля.
20. Новодел на мачте. Ладно, динамики. Но видеокамера? Фу. Кстати, на входе к кораблю надо пройти через рамку металлоискателя, и пропустить сумку (если она есть) через рентгеновский аппарат. Двойное фу.
21. Нос
22.
23. Эту фото я отзеркалил, чтобы была видна надпись "Не ступай на меня!". Это знамя кораблей ВМС США в самые первые годы республики, 1776-1777. Потом очень долгое время знаменем были белые звезды на синем фоне, а с 2002 вернулись к первоначальному варианту. Подробнее
тут.
24. Шлюпка
25.
26. На фотографии так называемая карронада -- гладкоствольное орудие, стреляющее 32 фунтовыми (14кг) ядрами. Эти орудия довольно хорошо подходили для морских боев, в силу небольшой отдачи, сравнительно малого веса, и высокой огневой производительности. Правда расплачиваться пришлось низкой скоростью ядра, но для бортовых залпов на пистолетных дистанциях особой роли это не играло. Еще из-за короткого ствола при выстреле вылетало довольно много догорающего пороха, что создавало немалые проблемы на деревянном корабле. Так, во время боя с Constitution, британский Java под конец просто не мог стрелять, так как каждый выстрел тут же поджигал обломки мачт и снастей, в беспорядке валяющихся на верхней палубе.
27.
28.
29. Штурвал
30. Флаг на корме корабля
31. Мужик поднимает флаг поменьше, на мачте. Почему, и кто он такой я не понял.
32. Не для страдающих боязнью высоты, особенно в качку и/или ливень.
33. Если кому интересно узнать поподробнее про все эти паруса и снасти -- гляньте
тут.
Теперь переместимся на среднюю палубу.
34.
35. Орудия, стреляющие 24 фунтовыми (11кг) ядрами . Это уже не карронады; у них довольно длинный ствол, придающий ядру бОльшую начальную скорость, и эффективная дальность стрельбы в районе 1200 ярдов (километра). За это пришлось расплачиваться временем перезарядки, но впрочем умелая обслуга из двенадцати матросов и юнги-подносчика пороха могла стрелять из такой пушки каждые три минуты. Другой недостаток -- бОльшая чем у карронады отдача. Видите насколько толсты канаты на орудиях? Однако иногда и они не выдерживали, трехтонная пушка при отдаче срывалась вместе со своим лафетом, и начинала кататься туда-сюда по палубе, убивая и калеча людей. До сих пор в английском языке есть фразеологизм "loose cannon" ("сорвавшаяся пушка"), так называют крайне импульсивных людей без всякого самоконтроля.
36. Орудия с другой стороны борта. Видна бочка где хранили пресную воду
37. Носовые орудия
38. Клеймо
39. У каждой пушки есть свое имя. Эта, например, называется Brimstoner, "Серная".
40. Эта называется Spitfire, "Плюющаяся огнем".
41. А эта -- Do not climb on guns, "на пушки ногами не вставать".
42. В два орудия корабля встроены современные 40мм сигнальные орудия, одно в носу и одно в корме -- дабы давать салют во время ежегодных парадов. Плакат справа от орудия призывает при такой стрельбе надевать наушники.
43. Ядра. Табличка, призывающая не трогать ядра, повешена потому что многие пытаются взять ядро, и тут же роняют на пол, или на ногу -- те довольно тяжелы.
44. Боеприпасы и приспособления для стрельбы. Слева видна шрапнель. Соединенные кольцами железки, и две соединенные прутом полусферы (книппель) -- для стрельбы по вражеским снастям, дабы как можно сильней их порвать и перепутать.Справа обычное ядро, и деревяшка для его переноски. Снизу фитиль.
45. На переднем плане стратегический объект -- бочка с грогом. Возле нее на постоянном посту находилось два морских пехотинца. Кстати, знаете что такое грог? Я всегда думал что это какое-то жутко романтичное и зверское пойло. А оказалось что это просто наполовину разбавленный водой ром: при тогдашнем качестве рома и пресной воды на корабле, эта смесь очень быстро портилась. Стало быть, матросы были вынуждены довольно быстро этот грог выпивать, вместо того чтобы заныкать несколько порций для вдумчивой пьянки. Впрочем на Constitution, как сказал гид, поступали еще проще -- каждый матрос обязан был выпить свой грог "не отходя от кассы".
46. Если посмотреть на фото №19, то слева на снимке видна парусина, по которой ходит матрос. Это она же снизу.
47. Мачта
48. А это помпа -- выкачивать воду из нижней палубы. Очень полезная штука, если из-за вражеского ядра у вас образовалась дыра в районе ватерлинии.
49. Печь для готовки еды. Рацион матроса на время войны 1812 года был таков. Каждый день ему было положено полкило сухарей и четверть литра грога, либо литр пива. Вдобавок к этому:
Воскресенье -- полкило соленой говядины, четверть килограмма риса.
Понедельник -- полкило соленой свинины, четверть литра риса.
Вторник -- полкило соленой говядины, полкило картошки или репы.
Среда -- четверть литра риса, 115 грамм сыра, 60 грамм масла или черной патоки.
Четверг -- полкило соленой свинины, полкило бобов или гороха, полкило пудинга
Пятница -- полкило соленой рыбы, полкило картошки или репы, 60 грамм масла или черной патоки.
Суббота -- полкило соленой свинины, полкило бобов или гороха, 115 грамм сыра.
По сегодняшним меркам не бог весть что, но в те времена далеко не каждый человек на гражданке ел так хорошо.
50. Слева вход в каюту капитана, справа просто офицерская каюта. Здесь также на посту постоянно стояли два морских пехотинца.
Теперь спустимся палубой ниже, в кубрик.
51. Гамаки матросов и морпехов. На фотографии смотрится довольно просторно, но в начале XIX века это скорее напоминало банку с сельдями. Шутка ли -- на 1813 год экипаж корабля составлял 473 человека (38 офицеров, 376 матросов, 59 морских пехотинцев).
52. Касательно платы. В начале XIX века, офицеры ВМС США получали от 75 долларов в месяц (капитан корабля), до 18 (курсанты). Способные матросы получали 17-18 долларов, середнячки 12-14 долларов, юнги -- 5-8 долларов. Один доллар образца 1800 года соответствует приблизительно тринадцати с половиной нынешним.
53. Кают-компания
54. Очень низкие балки. Я просто выпрямился там где это позволяла переборка, и сделал фотографию. Отлично видно что уже на уровне глаз есть препятствия о которые обязательно ударишься головой, если не пригибаться.
55. Мачта
56. С одной стороны противопожарная безопасность на деревянном корабле наше все, с другой -- смотрится это отвратительно. Такая же чужеродная вещь, как видеокамера на мачте.
57. Наш гид. Это был его первый день, бедняга явно чувствовал себя слегка не в своей тарелке. Один раз он даже забыл что надо говорить, и беспомощно стоял секунд десять. Ну ничего, небось через месяц уже будет бойко тараторящим старожилом.
58. Напоследок: таверна неподалеку от корабля, названная в его честь. В наличии неплохое пиво.