May 05, 2011 00:33
Вчера не стало Селима Омаровича Хан-Магомедова. Трудно выразить, что это для меня значит. Сколько угодно можно было иронизировать на тему его самоповторов, концепции "суперстилей", неприязни к арх-ре 30х и так далее, но совершенно понятно, что это величина номер один. И заменить его некому. Для многих, для нас это - первоисточник, практически прямая связь, ну да, через одно рукопожатие, с авангардом 20х.
Невероятная работоспособность, какая-то немыслимая жажда собрать, закрепить, сохранить память об истребленном практически наследии. И аскетизм, бескорыстие, бессеребряничество. Образец ученого, каким он только может быть. Теперь я могу сказать это точно, пообщавшись с другими, и не последними. Я видела его всегда в одном и том же сером свитере. в стоптанных пыльных ботинках, в какой-то из последних разов - с сумкой-тележкой с очередным тиражом. Ему ничего не было нужно последнее время - только успеть записать.
Какая удача, что "Русский авангард" успел издать серию его новых монографий... И самое ценное для меня в этих его новых книжках - автобиографические кусочки, свидетельства о разговорах с архитекторами, о том, как он собирал весь свой материал и даже прямые записи, интервью. Это живые впечатления!
Смотрю на свой стеллаж с книгами по архитектуре. Считаю - 33 его книги. Плюс еще рассыпанные статьи в сборниках. Самое главное - подаренный давным-давно двухтомник "Архитектура советского авангарда". С него начались все мои научные приключения. Плохо пропечатанные мелкие фотографии и чертежи, некоторые вверх ногами, мелкие подписи - это всегда было таким сокровищем... Честное слово, до сих пор, открывая двухтомник, продолжаю находить непрочитанные фрагменты и незамеченные ранее картинки. И каждый раз - это правда - думаю: вот черт, и об этом он написал! и это здесь было! как же я раньше не замечала...
Он вводил термины. Он называл явления - первым. Хронология, структура, анализ явлений - впервые в таком объеме сделаны наверное им. Дальше можно с его текстами, выводами спорить, переписывать, ругать, критиковать, соглашаться, но все равно историю советского архитектурного авангарда изложил именно Хан-Магомедов. Успел собрать архивы, успел опросить людей. Этого не случилось с музыкой авангарда, с живописью и графикой - там не было Хан-Магомедова. А архитектуре повезло. Да, наверное можно сказать, что им всем - обоим Весниным, обоим Голосовым, Ладовскому, Мельникову, Крутикову, Ламцову, Калмыкову, Людвигу, Барщу и Балихину (это вот первое что попадается на глаза на полке) и всем-всем остальным сотням архитекторов и художников невероятно повезло с С.О. Многие из них остались в памяти, в актуальном пространстве здесь, сейчас, только благодаря ему.
Панихида -завтра, 5 мая, в 12.00 в Доме архитектора.
извините за сумбурный поток мыслей.