Многие россияне при упоминании Ислама представляют себе Аравию, по пескам которой неспешно бредут в сторону мечети бедуины, закутанные в чалмы. Некоторым же воображаются скалистые горы, посреди которых седые кавказцы в папахах исступленно совершают зикр. Совсем редко кто может вспомнить про Поволжье и Западную Сибирь, имея в виду исламские корни этих регионов.
Несмотря на то что сограждане рассуждают об Исламе как о чем-то крайне любопытном и колоритном, Ислам им кажется чем-то диковинным, непривычным для Центральной России, чем-то пришлым. Увы, подобные суждения обнаруживают зияющие пробелы в знании истории собственной страны. Так давайте же скромно попытаемся приоткрыть завесу тайны и представим им череду фактов, которые, возможно, отвратят их от подобного невежества.
Мы даже не будем касаться неоднозначной истории, связанной с выбором веры для Руси Владимиром Святославичем, женившимся на мусульманке, что по религиозным канонам дозволено лишь единоверцу. Не станем упоминать и о постоянных дипломатических контактах, совместных военных кампаниях многих русских князей с представителями исламского мира, что было объективно обусловлено географическим расположением Руси и господством Востока в те времена.
Мы возьмем лишь к рассмотрению тот период, который несправедливо окрестили «татаро-монгольским игом», - период правления Золотой Орды, воспринимающийся до сих пор как трагедия русской истории. Конечно, это закономерно, что после распада Улуса Джучи с вытекающим отсюда ослаблением политического влияния возникших вместо него государств российская элита оценивала крайне негативно этот исторический отрезок времени. Однако исторически некорректно было бы игнорировать те позитивные вещи, которые дала Орда России в самых различных сферах жизни.
Учитывая при этом, что Орда с 1312 года была официально объявлена мусульманской страной, мы можем справедливо сказать, что эти положительные изменения были обусловлены в какой-мере и Исламом. Об этом нам косвенно свидетельствует тот факт, что расцвет Орды пришел вместе с Исламом, который значительно обогатил, осовременил тогдашнюю средневековую деспотию, разнообразил ее культуру, наполнив новыми смыслами ее житейский уклад. Ислам сыграл значительную роль и в сфере государственного управления, в самом характере государственной власти, в ее устройстве. Именно принявший Ислам хан Узбек упразднил институт баскачества и передал налоговую функцию именно русским князьям, что обусловило рост их политического влияния.
Например, все мы знаем из уроков истории, что русские князья за ярлыком ездили в Сарай-ал-Джедид. Однако вряд ли кто-то знает, что располагался этот город…близ современного Волгограда, в котором сейчас преимущественно живут русские люди. Будем объективны. Что представляла из себя Русь до прихода татаро-монголов? Это был конгломерат мелких государств, находящихся в розни, в постоянных междоусобных войнах. Чем стала Русь после? Централизованной, могущественной державой, которая начала проводить самостоятельную политику и претендовать на особый, отличный от Европы статус - на статус «Третьего Рима», лидера и защитника православного мира.
Многим кажется, что в период ордынской власти русская государственность была уничтожена и что все достижения прежней власти были порушены навечно. Однако все политические институты; элита, представленная потомками Рюриковичей; автономия на подвластной ей территориях, как и сами территории - все оставалось как прежде. Все вопросы, связанные со сферой управления своими подданными, были признаны внутренним делом самим князей. Наличие этой самостоятельности и позволило князьям (в ходе конкурентной борьбы) выяснить, за кем будет лидерство, кто начнет процесс объединения русских земель и вокруг какого города.
Сейчас мы знаем, что эта роль досталась Ивану Калите и что именно Москва стала политическим центром. Не случайно ведь Николай Карамзин в «Истории Государства Российского» писал, что «Москва же обязана своим величием ханам». Таким образом, великий русский историк сполна оценил роль мусульманских правителей в истории возвышения Москвы как столицы Русского государства.
Исламские ханы оказывали неоднократно свою значительную военную помощь русским князьям в отражении атак со стороны западных стран: против немцев со шведами, позже против литовцев и поляков. Исламские военачальники всегда оказывали помощь против экспансии католических орденов и всячески оберегали русские православные храмы. Мало того, с церковных приходов за весь период «ига» ни разу не взимали дань - в знак уважения к религии русского народа. Представить себе нечто подобное в средневековой Европе, увязшей в религиозных войнах к тому моменту, просто невозможно. В свое время, на одной из ежегодных пресс-конференций, на положительные взаимоотношения с ханами (в контексте вопроса о Куликовской битве) обращал внимание даже Владимир Путин, говоря, что «это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков». Даже наш Президент отмечает множество штампов, которые были навешаны на этот период русской истории.
Надо отметить, что такой союз русских князей с Исламом многих не устраивал. Из ненависти ко всему русскому, к той атмосфере религиозной терпимости и подлинного интернационализма, которая царила на Руси, некоторые европейцы презрительно называли Русь «Московией», а русских «татарщиной». Они никак не могли понять, как столько народов: русские, армяне, евреи, татары и т.д. - могут ужиться в одной Москве без конфликтов, не стесняясь и не скрывая своей веры, культуры и языка.
Для глаза среднестатистического европейца было просто невыносимо читать подобные строки православного купца, русского писателя Афанасия Никитина: «Милостию божиею преидох же три моря… Бисмилнаги рахмам ррагим… Ляиляга иль ляхуя». Господа, это цитата из его знаменитого «Хожения за три моря», где он пишет исламские молитвы. Это вторая половина XV века. В это же самое время на Западе был пик деятельности «святой инквизиции», когда в Испании начались массовые гонения на евреев и мусульман, сожжения на кострах христианских еретиков. Это к слову об «отсталости» России и «дикости» Ислама.
Мало того, всем известный храм Василия Блаженного, главная достопримечательность России, имеет своим прототипом, вы не поверите, казанскую мечеть Кул Шариф, с тем же количеством куполов, равным количеству минаретов. Таким образом русскому царю удалось блестяще воплотить в архитектурном облике старой Москвы идею единства Православия и Ислама. Несмотря на войну с Казанским и Астраханским ханствами, в которой Иван Грозный одержал победу, даже тогда он признал общность исторического прошлого православных русских людей с Исламом.
Господа, к чему я это все пишу вам? Я надеюсь на понимание... Мне с горечью приходится признать, что прежде крайне уважительные и проникнутые единством религиозного мироощущения отношения между православными и мусульманами, увы, сходят на нет. Иначе как объяснить, что в царской России было полусотни мечетей при небольшом количестве мусульман, а сейчас, при нескольких миллионах верующих, - нет и десяти? Мне лично, несмотря на мою светскость, горестно от той унизительной картины, что я наблюдаю во время исламских празднеств: мусульмане стоят на холоде или под дождем на улице, постлав перед собой коврики на грязном и мокром асфальте, и совершают молитву. Увы, ряд последних событий и комментариев, как то: митинги москвичей против построения мечетей, заявления мэра Собянина об их достаточности - лишь подтверждают мою мрачную догадку об исчезновении веротерпимости в нашей стране.
Что же с нами такого произошло, что мы теперь действуем наперекор собственной истории?
Григорий Шишанов
Vainah's Veras @ 2007-2013