Галина Стэпан: художница, покорившая Памир

May 18, 2011 21:07




       


Предстоящее в 2012 году празднование тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства должно стать всероссийским праздником. Мордовская художница Галина Стэпан, приехавшая из творческой командировки по Таджикистану, полна идей и планов на этот счёт. И это неспроста, ведь её творчество, воспевающее родную Мордовию, не имеет границ для России  и  стран бывшего СССР.

Какие творческие проекты осуществились у вас в Таджикистане?

В Таджикистане мы проводили ­­­­­мастер-классы "Портрет на Памире". Проект проходил без рубля в кармане, на пустом месте. Был только энтузиазм. Но сколько людей заинтересовалось: идут и идут! Да, на Памире только творить… Как там   легко дышится! И как красиво: горы, южная природа, древние города,  восточный колорит. Там  нет стен и границ, полная свобода для самореализации. А жители Памира - это удивительные люди с яркими типажами.  Я сейчас создаю серию «этно-портретов».

Почему мастер-классы проходили именно на Памире?

В России это, к сожалению, пока никому не интересно. Союз художников и музеи бездействуют. Но время-то идёт, и ничто не может спасти народы, уходящие в забвение. Я хочу запечатлеть  и сохранить для потомков яркие типажи их предков, народов, которые сейчас исчезают. И в первую очередь, конечно, это жители Мордовии, которой я посвящаю всё своё творчество. Мордовские народности очень яркие, самобытные, с богатыми традициями, роскошными костюмами и своим неповторимым фольклором. Такие же и люди… Но этих типажей  сейчас даже в деревнях уже не найдёшь. Типаж размывается, смешивается с другими народностями, теряет ту древнюю самобытность.  Пройдёт десять лет, и вы точно их не встретите, не узнаете, как выглядит истинно мордовское лицо. Но это смогут показать картины.  Сейчас я хочу сравнить  мордовский  типаж с финно-угорскими типажами. Сделать портреты народов Финляндии и Удмуртии. После проекта «Портреты на Памире» мне стали поступать предложения из заграничных институтов антропологии, потому что их обеспокоила эта проблема. Заграницей понимают значимость сохранения «Этно-портрета», но хотелось бы, чтобы об этом задумались  на родине.

Выставлялись ли вы в Таджикистане,  и на каких выставочных площадках ждать ваших картин теперь?

После мастер-классов в сентябре-октябре 2010 года у меня была персональная выставка в Душанбе. Там были представлены картины, которые я написала, вдохновившись Азией.

Теперь я планирую выставку в Москве, в  ЦДХ. Посвящена она будет тысячелетию  единения мордовского народа с народами Российского государства и приурочена к  юбилейной дате - сорок пять лет моей творческой деятельности. Это будет повтор персональной выставки, что проходила в Саранске, только теперь я хочу, чтобы выставка прошла в столице России - так картины увидит большее число людей.  Все картины, которые я хочу выставить, относятся к  периоду тишины и покоя. Это несколько лет назад, другая эпоха и другие люди. Русь умершая.

Где бы вы хотели, чтобы остались ваши картины?

Мои картины - это память мордовского народа. Они  должны быть в мордовском музее, на родине, и остаться там навсегда.


    



  
     


art, личность, Россия

Previous post
Up