Как увесистая глыба льда на голову пришла новость о скоропостижной смерти основателя владимирского клуба каратэ «Сан-Рин», 42-летнего Евдокимова Андрея Ивановича. Этот сильный во всех отношениях человек многому научил сотни владимирцев разных возрастов в число которых однажды вошёл и я сам. Страшно, кода уходят из жизни молодые и полные сил люди. Трагично, когда остаются сиротами маленькие дети.
[Нажмите, чтобы прочитать...] К 9 утра 5 декабря, 2016 года у церкви Константина и Елены в Добром собралось много крепких мужчин, женщин разных возрастов и подростков. Люди пришли проститься с руководителем владимирского клуба боевых искусств «Сан-Рин», обладателем 5-го Дана по каратэ-до, Мастером Андреем Ивановичем Евдокимовым. Проститься и выразить его близким соболезнования. Некоторых из тех, кто стоял у гроба я знаю с тех пор, когда сам был членом клуба, созданного Андреем Евдокимовым ещё в 90-е годы. С некоторыми из ребят, заполнивших в это холодное утро маленькую церковь в одном из спальных районов Владимира, я не раз стоял в паре на тренировкахи был с некоторыми в одной команде на соревнованиях (редко, но участвовал). Мне было страшно и жутко видеть слёзы на глазах этих крепких парней, обладателей чёрных поясов. Про таких говорят, что из них можно гвозди ковать, а в этот день их переполняла боль утраты близкого человека. И я разделяю их чувства и сам едва сдерживался.
Дзан-шин Среди учеников Евдокимова есть и девушки. Смотреть на их лица, скованные мыслью о Этой потере, без содрогания было ещё тяжелее. Для учеников и сподвижников Евдокимов давно стал близким человеком; членом семьи. И, хоть, я давно ушёл из зала и вынужден был прекратить тренировки, многих из собравшихся я считаю друзьями; даже несмотря на то, что мы не общались много лет. Командный дзан-шин (боевой дух), переданный нам Андреем, будет, я уверен, подпитывать многих до конца.Увы, людей на церемонии могло быть гораздо больше. Многие узнали о случившемся из сообщений на сайте Федерации Каратэ слишком поздно, чтобы в рабочий понедельник приехать на церемонию.
По пути к церкви я заехал в цветочную палатку неподалёку от храма и удивлённая продавщица сообщила, что у них сегодня уже остались только праздничные букеты, красные розы и несколько белых хризантем: «всё скупили на похороны» - удивлённым голосом заявила озадаченная девушка. Больно говорить, но имя Андрея Евдокимова теперь входит в список тех, кто ушёл из жизни молодым. Евдокимов оставил заметный след в спортивной жизни Владимира (и не только в спортивной). Несколько поколений владимирцев в разной степени овладели техникой каратэ-до и прикоснулись к философии этого древнего вида единоборств. Лично мне навыки, что я получил за годы тренировок под руководством Андрея Евдокимова и его старших учеников, помогли преодолеть одну сложную жизненную ситуацию.
Ученики Стоя у гроба Учителя, я мысленно уходил в те дни, когда юношей пришёл в школу и началу перенимать у довольно молодого обладателя чёрного пояса Андрея Евдокимова азы каратэ. Меня воодушевляло не только эффектность и эффективность приёмов обороны и нападения, которым обучал нас Евдокимов, а и философская составляющая этого тонкого искусства выживания. Периодически вместо тренировок Андрей приносил из дома видеомагнитофон, который подключали к старенькому телевизору и мы, рассаживайся на полу в спортзале, смотрели фильмы (художественный или документальный) о мастерах каратэ. После всегда завязывалась дискуссия и Андрей отвечал на вопросы ребят, донося до них то, что они не поняли в силу возраста или недостаточности знаний.
Меня притягивало к этому человеку то, что он никогда не чертил грани, за которую не могли переступать ученики. Он общался с учениками, как с братьями (младшими) или друзьями (если ученик был примерно одного с ним возраста, а среди учеников есть и те, кто старше). Он терпеливо повторял уже сказанное ранее, понимая, что мальчишки легко ещё упускают важные моменты. И почти всегда добивался того, чтобы его услышали те, кто хотел. Он считал, что это необходимая часть пути от ученика к мастеру. И был абсолютно прав, считаю.
Когда прилетал из Гифу руководитель японской штаб-квартиры ассоциации каратэ-до, учитель Евдокимова, сенсей Танака Такенори (обладатель 8-го Дана по каратэ-до) и проводил показательные тренировки, Андрей тренировался вместе с нами по 5-6 часов, выполняя все упражнения и делая столько повторений, сколько требовал мастер. Это ещё больше сближало и сплачивало нас.
Андрей умел подбирать ключики к каждому своему ученику. И добивался, при условии, что ученик хочет учиться, желаемых результатов. Доказательством тому служат многочисленные победы членов клуба «Сан-Рин» на соревнованиях различных уровней.
«Сан-Рин» Я очень ярко помню летние сборы, которые Андрей Евдокимов организовывал для учеников старших групп клуба «Сан-Рин». Самые настоящие сборы, с выездом за город на неделю или две. Мы жили в палатках, тренировались по несколько раз в день. Иногда тренировки проходили в очень нетипичных условиях. Так, запомнилась одна ночная тренировка на отмели Волги, на берегу которой был разбит лагерь. При свете фар мы отрабатывали удары ногами, стоя по пояс в воде.
После подобных тренировок болело всё тело, но это не портило настроение, а лишь подбадривало.
Андрей, которому не было и 30 на тот момент, очень тщательно, заранее выбирал места для лагеря и готовил снаряжение. Организовать жизнь большой группы детей и подростков в походных условиях, в стороне от цивилизации (а тогда не было ещё доступного Интернета и мобильная связь только-только создавалась) - это была огромная ответственность и серьёзная работа. У меня тогда и мысли не было о том, что он делает что-то большОе; всё происходившее виделось мне естественным. Надеюсь, что я перенял хотя бы толику этих навыков у Евдокимова.
Он делал всё так, чтобы у других не было проблем, чтобы ученики могли сосредоточиться на тренировках и не отвлекаться на бытовуху. Нет, он не стоял у плиты, не заготавливал дрова и не ставил палатки для всех. Андрей грамотно распределял обязанности по лагерю и не перегружал учеников. Он был капитаном сухопутного корабля с детской командой. Не сомневаюсь, что он отдавал отчёт в том, какая ответственность лежит на нём перед родителями детей, которых уводил в лагерь и воспитывал на собственном примере.
Я помню рассказы Андрея Ивановича о том, как он сам начинал заниматься каратэ. Он надел кимоно, когда в СССР каратэ-до ещё было под запретом. Андрей занимался зимой в подвальных качалках, а летом уходил с единомышленниками в поля. Без профессиональной экипировки, книг и видео. Потом, когда его усилиями сформировался клуб «Сан-Рин» («Три кольца» = Дух, Техника, Единство), Андрей уделял внимание не только физической и технической стороне постижения каратэ, но и заполнять духовные пустоты в сознании своих учеников. У меня сохранились копии листов с раскадровками ученических ката и книги, которые он доставал и приносил на тренировки (некоторые книги я сам покупал потом, хотя их было не просто их найти в то время).
Андрей Иванович Евдокимов был человеком отзывчивым и внимательным к своим ученикам и друзьям. Этому служит хорошей иллюстрацией любительский фильм «Развороты судеб», созданный в 2010 году одним из учеников Евдокимова. Автор короткометражки Ованес Ашхотоян, будучи уже слепым, снял любительский документальный фильм, чтобы отблагодарить своего Учителя - Андрея Евдокимова. В то, что незрячий человек может снять полноценный фильм, первое время не верил и сам Евдокимов. Накануне премьеры «Развороты судеб» на владимирском телевидении Андрей Евдокимов ответил на несколько вопросов журналистов канала. Он признался тогда, что всячески отговаривал Ованеса от съёмок. Однако, вопреки ожиданиям, Ованес снял задуманный им фильм всего за семь месяцев и картину показали по владимирскому телеканалу 22 ноября 2010 года.
За несколько лет до этой премьеры Андрей Евдокимов убедил потерявшего зрения Ованеса вернуться в каратэ. Евдокимов помог слепому парню пройти трудный путь от ученика до обладателя чёрного пояса. Сила духа помогла незрячему стать Мастером и овладеть Техникой каратэ. Уже одного этого случая достаточно, чтобы считать, что клуб «Сан-Рин» был создан Андреем Евдокимовым не зря.
Небо Когда длинная колонна легковушек, сопровождавшая автобус с гробом и родственниками приехала к месту захоронения, на кладбище стояла действительно мёртвая тишина... Но, когда гроб опустили в могилу, пронёсся порыв ветра и на собравшихся посыпался снег с верхушек сосен. Старики говорят, что если в день похорон идёт дождь - это небо скорбит по усопшему. Дождь или снег - не важно. И, хотя, я не приверженец такого рода поверий, мне стало немного легче в тот момент. Одному из стоявших у свежей могилы сверху прилетел комок снега и мягко шмякнул его по затылку. И это не показалось мне смешным, наоборот - этот парень оказался в Тот день рядом с Андреем. Он приехал специально, чтобы поддержать друга, тяжело переживавшего личную трагедию и он привёз с собой нескольких общих друзей. Увы, тогда им пришлось уже помогать врачам Скорой… Преждевременная смерь человека - это Всегда неправильно. Ещё более Трагично, когда мать бросает в могилу сына последние комья земли.
Однако, пока в стольких сердцах учеников Андрея Евдокимова живёт частица души Учителя - он продолжает жить. Я благодарен Андрею Ивановичу за столько сил и времени, потраченные им на то, чтобы передать незначительную часть своих навыков и знаний мне и другим ученикам. Эти уроки уже помогли мне преодолеть сложную ситуацию. Думаю, что помогут и в будущем. Увы, жизнь - штука внезапная и далеко не всегда предсказуемая и приятная. Время от времени случаются в жизни каждого трудности. Приходится преодолевать боль физическую и душевную. В такие моменты нельзя забывать о поставленной цели и это может помочь преодолеть трудности и унять боль.