Макс Чернявский в прошлом году хорошо об этом написал :)
/фото его же/
Уборка на полной скорости
Решив сфотографировать финский снегоуборщик Sisu в действии, я договорился с его водителем, выбрал удобное местечко на обочине, приготовился... И внезапно оказался в центре бурана из снега с гранитной крошкой, поднятого могучей машиной: еле успел объектив собой загородить! Хорошо, снегу в тот день выпало немного и скорость грузовика была невелика. А обычно финны чистят трассы со скоростью 80-90 км/ч! И это лишь один из секретов их работы.
Большинство финнов живет обособленно - даже не в деревнях, а на хуторах. Поэтому и сеть дорог там гораздо разветвленнее, нежели в континентальной Европе, и полно грунтовок: никаких денег не хватит, чтобы залить их асфальтом! Однако все они содержатся, в том числе зимой, в исключительном состоянии. Снег только прошел, а трассы уже чистые. Кому сказать спасибо?
Государственной компании Destia, которая занимается проектированием, строительством и содержанием дорог: моет их, следит за разметкой, устанавливает (и затем тоже моет) дорожные знаки. А зимой, разумеется, убирает снег.
Отделение компании, в котором я побывал, расположено в поселке Тиккурила, где производятся известные краски, и по местным меркам считается довольно крупным. Между тем очисткой 600 километров окрестных дорог, закрепленных за отделением, занимаются всего 25 снегоуборочных машин.
Самое любопытное, что из них самой компании принадлежат всего лишь четыре автомобиля (с ними работают восемь водителей и трое бригадиров). Остальной техникой владеют частники-«контракторы». И у всех в любое время суток есть «one hour alert limit» - один час на то, чтобы по сигналу тревоги выйти на уборку дорог. Вот это оперативность!
Обилие пультов и дополнительных органов управления поражает. Цифрами обозначены:
1 - панель управления отвалами и ножом,
2 - управление передним отвалом,
3 - управление боковым отвалом,
4 - EpoMaster, панель беспроводного управления разбрасывателем,
5 - ноутбук для фиксации времени и вида работы,
6 - рычаг подъема кузова
Что касается самой технологии, то в городах она похожа на нашу: снег сгребают тракторами и ссыпают погрузчиками в самосвалы. При этом финны широко используют специализированную минитехнику марок Wilma и Hako (вроде Мультикаров), но вот знаменитых у нас снегопогрузчиков «золотые ручки» там нет. Чисткой подъездных дорог от шоссе к отдельным домам занимаются сами хозяева-хуторяне: либо покупают маленькие снежные фрезы, либо просто закрепляют отвалы на собственных джипах, популярных в глубинке.
А вот для очистки шоссе используются весьма специфические грузовики, с одним из которых я познакомился. Модель называется Sisu Works: завод Sisu поставляет дорожные машины «в комплекте» со всем необходимым оборудованием - равно как лесовозы (о них мы рассказывали в
АР №22, 2008), самосвалы и краны.
У Sisu Works - мощная рама с такими же, как у прочих спецмашин, лонжеронами высотой 46 см, типично финская колесная формула 8х2: сзади три оси, но две из них - неведущие и подъемные «ленивцы». Однако при необходимости колеса последней оси становятся тоже «псевдоведущими» благодаря зубчатым «медведкам», которые передают крутящий момент с шин ведущей оси.
В провинции снег часто убирают пикапами......а в городах - тракторамиТипичный снегоуборщик «контрактора» - старый капотный Sisu нестандартной окраски
Полная масса - 32 тонны, коробка передач - 16-ступенчатая ZF. Но больше всего впечатляет двигатель, 13-литровый Caterpillar мощностью аж 500 л.с. Так вот почему финны сметают снег на такой скорости!
Еще одна особенность - разветвленная гидросистема. Гидравлика отвечает за множество рабочих операций: перемещение отвалов, прижим ножа, подъем кузова (и отдельно заднего борта), опускание мостов и «медведок», наконец, работу пескоразбрасывателя. Это устройство правильнее называть «граниторазбрасывателем»: здесь рассыпают гранитную крошку, причем применяют ее многократно: весной собирают с обочин, очищают - и берегут до следующей зимы.
Так же рачительно финны используют и саму машину. В теплое время плуги меняют на щетку, в кузов устанавливают бочку - и грузовик отправляется мыть дорожное полотно. Если к переднему бамперу крепится плунжер высокого давления, та же машина отмывает дорожные знаки и указатели. А в свободное время грузовик освобождается от всех навесок и работает обычным самосвалом на дорожном строительстве. Вот это универсальность: одна машина заменяет сразу несколько узкоспециализированных!
Поэтому и навесное оборудование здесь очень качественное и быстросменное: его установка и съем занимают несколько минут. Плуги делает финская фирма Arctic Machine, кузов - Jorpe, разбрасыватель - датская Epoke, гидравлику поставляет Hyva (конечно, не из Китая). Неудивительно, что Sisu Works в полной комплектации стоит 230 тысяч евро, из них 50 тысяч евро - передний отвал и разбрасыватель (это опции).
Под рамой - опускающийся нож-скребокРазбрасыватель гранитной крошки - съемныйНа снимке хорошо видны боковой отвал (в сложенном виде) и разбрасыватель в кузове
И следят за такими машинами крайне тщательно: хранят в отапливаемом ангаре, там же меняют оборудование и проводят техобслуживание. А ремонт - только на дилерской станции: дорого, зато и служат машины по два десятка лет!
Моя надежда попробовать себя в роли финского водителя-коммунальщика угасла сама собой, стоило заглянуть в кабину. Да это не грузовик, а реактивный самолет: джойстики, кнопки, тумблеры, рукоятки, GPS-навигатор и ноутбук, в котором водитель отмечает время и вид работ. Отдельно стоит упомянуть пульт «граниторазбрасывателя»: на дисплее высвечиваются заданные параметры, а управление самим устройством осуществляется по радиоканалу. (Очень удобно: при погрузке-выгрузке разбрасывателя не надо возиться с проводами). Неудивительно, что для работы со всем этим надо закончить специальные курсы!
Тем временем немногословный финский водитель выруливает на трассу: хотя кабина здесь, как и у всех Sisu, от модели Renault Premium, ощущения иные. Американский двигатель крупнее французского, и потому кабина поднята на полметра выше. А поскольку на носу - здоровенный отвал, поворот, особенно на узких второстепенных дорогах, требует мастерства.
Да и движение по прямой - немалое искусство: в разложенном состоянии оба плуга занимают добрых шесть метров. Повторим, что крейсерская скорость при снегоуборке - 80-90 км/ч, а при этом нужно постоянно следить за показаниями приборов и манипулировать кнопками и джойстиками. Если впереди поворот - водитель меняет угол установки плуга, заметил ледок - опускает нож, на подъеме увеличивает скорость разбрасывания гранитной крошки, перед автобусной остановкой складывает боковой отвал. И все это практически не снижая скорости!
Отвал соединен с грузовиком толстой «змеей» гидроприводов
Кстати, чтобы обозначить края заснеженных дорог и облегчить работу уборщиков, финны применяют красные полутораметровые вешки: сами они пластиковые, а основания закреплены в резиновых вставках (чтобы вешки гнулись, но не ломались). Что интересно, устанавливают их автоматически с помощью специального оборудования.
И еще. Во время работы лучше держаться от таких машин подальше (впрочем, по обочинам шоссе, где они носятся «в полную силу», ходить все равно нельзя). Но на небольших дорогах коммунальщики обязательно остановятся, вежливо пропуская водителя или пешехода. Культура производства!
Возвращаясь на машине из Финляндии, уже на российской стороне я увидел огромную очередь из автомобилей. Мы плелись несколько километров, прежде чем трасса стала шире. А потом стала ясна причина задержки: полосу чистил медлительный грейдер, освещавший дорогу единственной тусклой фарой. После увиденного он показался мне динозавром из давно ушедшей эпохи...