Я уже показывал фотографии тимпанов церквей Армении и обещал рассказать поподробней о некоторых самых интересных из них. Так вот по мне самым уникальным из них является тимпан западного портала церкви Сурб Карапет монастырского комплекса
Ованнаванка, изображающего притчу о
разумных и неразумных девах.
Монастырь Ованнаванк находится в деревне Оганаван. Церковь построена в 1215-1220 гг., этим же временем датируется барельеф на тимпане. Что же необычного в барельефе?
На первый взгляд видим полукруглую плиту, которая покрыта растительным орнаментом, нижний край плиты украшен орнаментом из восьмиконечных звезд. В середине тимпана на кресле восседает Христос, по бокам от него расположились девы. Справа от Христа стоят друг за другом разумные девы с поднятыми свечами.
А слева стоят неразумные словно отвергнутые, с поникшими головами. Автор допустил изобразительную вольность сокращая до бюста фигуру одной из них и поместив ее как бы на втором плане.
Наверно уже заметили, особенность барельефа - все девы изображены с бородами. Если присмотреться становится ясным, что на тимпане изображены не "бородатые девы", а просто мужчины. Дело в том, что символическое значение притчи особенно проявляется в ее морально-этической стороне, где в роли дев выступают не девы в узком смысле слова, а девственники, т. е. те, которые по словам армянского богослова XIV Века Иоанна Цорцореци "тех верующих православных, которые в быту служили Христу добром и честью и не осквернились в браке" В армянском языке сково կույս (девственник, девственница) не имеет родовых отличий, и в первую очередь подчеркивает духовную чистоту тех, кто несет это название.
Поэтому и видим такую вольную иконографическую трактовку этой притчи, не ходящую вразрез с догматическими представлениями того времени.
Внизу тот же барельеф, но из книги Алишана Айрарат 1890 года. Алишан сам не видя барельефа, видимо решил изобразить дев такими какими они ему представлялись - молодыми красавицами :)
Основной источник: Закарян Л. Об одном рельефе Ованнаванка. // Историко-филологический журнал, 1973, 1.