Снова хладнокровно и объективно ответить на эти вопросы нам помогает профессор Эдинбургского университета Монтгомери Уотт.
"Мухаммад в Медине", глава "Приписываемые Мухаммаду нравственные пороки".
Ни одного из великих людей в мировой истории не стремились очернить в такой степени, как Мухаммада. Легко увидеть, почему это произошло. В течение многих веков ислам был главным врагом христианского мира, так как у христиан не имелось более организованных государственных образований, сравнимых по мощи с мусульманскими.
После того как Византийская империя утратила свои провинции в Сирии и Египте, она стала подвергаться нападениям в Малой Азии, в то время как в Западной Европе мусульмане угрожали ей через Испанию и Сицилию. Еще до того как целью крестовых походов стало изгнание сарацин из Святой земли, средневековая военная идеология, свободная от необходимости придерживаться фактов, развивала концепцию "страшного врага". В определенный момент Мухаммад превратился в Махаунда, князя тьмы.
К XI в. представления об исламе и мусульманах, распространенные среди крестоносцев, были настолько искажены и ужасны, что это плохо сказывалось на их боевом духе. Крестоносцы были готовы к самым худшим поступкам со стороны своих врагов, и когда среди них они обнаружили множество благородных людей, то исполнились недоверием к духовным представителям своей собственной религии. Именно по этой причине Петр Достопочтенный начал распространять более правдоподобную информацию о Мухаммаде и его религии. С тех пор многое удалось сделать, особенно в течение двух последних веков или около того, но многие из старых предубеждений все еще сохраняются.
"Влияние ислама на средневековую Европу", глава "Искаженный образ ислама"
Соприкосновение Западной Европы с мусульманской цивилизацией вызвало у европейцев многостороннее чувство собственной неполноценности. Мусульманская техника во многих отношениях превосходила европейскую, зажиточным мусульманам была доступна гораздо большая роскошь, но, вероятно, главное заключалось не в этом. Сначала непобедимость сарацин внушала страх, но затем норманские рыцари доказали, что равны им в военной доблести. Тем не менее распространение власти мусульман устрашало. В начале XII в. европейцы полагали, что мир состоит из трех частей: Азии, Африки и Европы. Самая большая из них, Азия считалась почти целиком мусульманской, так же как и Африка, однако далеко не вся Европа была христианской. Таким образом получалось, что почти две трети мира принадлежит мусульманам. Всех христиан, вступивших в контакты с мусульманами, угнетала их непоколебимая уверенность в собственном превосходстве. Вообще чувства европейцев по отношению к мусульманам весьма напоминают чувства непривилегированных классов в крупном государстве. Подобно этим классам, европейцы обращались к религии как к средству утвердить свои позиции против господствующей группы, именно к тем двум ее формам, которые можно считать новыми разновидностями Христианства: к культу св. Иакова из Компостеллы и к Крестовым походам. Паломничество в Компостеллу и всеобщий энтузиазм, вызванный Крестовыми походами на Иерусалим, были сходными как близнецы, очагами народного религиозного движения.
Искажение образа Ислама было необходимо европейцам, чтобы компенсировать это чувство неполноценности.
"Мусульманское присутствие и реакция европейцев".
Завоевание Испании и Сицилии означало, что на какое-то время на окраинах западно-христианского мира появились мусульмане. Тем не менее это присутствие само по себе не являлось чем-то крайне опасным, требующим решительных ответных действий - если не считать непосредственных соседей-мусульман. Подобным решительным ответом можно считать Крестовые походы, однако их центром была Северная Франция, расположенная далеко от зоны непосредственных контактов с мусульманскими странами. Если счесть, что Крестовые походы были неким «ответом» исламу, мы вынуждены будем задаться вопросом, почему мусульмане стали восприниматься в качестве серьезной угрозы в областях, столь удаленных от них. (...)
Сам Рим находился под угрозой, а около 830 г. папа ежегодно выплачивал дань, дабы откупиться от нападений.
Возможно, что известия о трудностях, которые испытывал Рим, дошли до вождей христиан кого мира. Ни один из этих фактов не объясни ет, почему население Северной Франции, Фландрии и Германии было столь неистово в свое" неприязни к мусульманам, испытывало такую ярую ненависть к ним, однако подобные детали вносят вклад в формирование представления об исламе как о великом враге. (...)
После отвоевания
Здесь же следует подчеркнуть, что на присутствие мусульман в Испании и на Сицилии появились отклики в более северных регионах.
Когда христианские территории стали вновь присоединять к себе мусульманские города, многие мусульмане оставались там жить под властью христианских правителей. По культуре эти города продолжали быть мусульманскими или арабо-испанскими, и изменяться склонны были покорители, а не покоренные. Яркий пример тому - Толедо, отвоеванный Реконкистой в 1085 г. и продолжавший играть важную роль в истории европейской культуры. (Глава "Смешение культур в мусульманской Испании").
Сицилия была отвоевана норманнами во главе с королем Роджером к 1091г. Во многих отношениях остров остался частью мусульманского мира. Образ жизни некоторых более поздних правителей острова казался современникам скорее мусульманским, чем христианским. В частности, сына Роджера, короля Роджера II и внука последнего Фридриха II называли "двумя крещеными султанами Сицилии".