ДЕРИБАСОВСКАЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Oct 13, 2016 10:39

Лет шесть назад модно было ностальгировать по магазину «Золотой ключик». Оно и немудрено - детские карамельно-шоколадные воспоминания самые нежные и трепетные. Многих из нас родители брали за руку и приводили в этот сладостный рай, прося продавщицу взвесить двести грамм ирисок или леденцов. Кроме вкусовых воспоминаний важны еще и визуальные - интерьер магазина был запоминающимся. Высоченные потолки, сказочные персонажи на стенах, здоровенный ключ на фасаде здания. Попав в «Золотой ключик» из обыденности спальных районов ты будто сам перемещался в пространство волшебства. Отстроенная вновь «Большая Московская» ничем уже не напоминает о «Золотом ключике» и поэтому боль от его утраты постепенно утихла. Но совсем рядом на Дерибасовской есть незаживающая кровоточащая рана - бывший Дом Книги.

Дом Книги благодаря архитектурным решениям больше напоминал храм, чем обычный магазин или библиотеку. Находясь внизу в главном зале можно было обозревать происходящее на верхних этажах. Только купола на этом храме не было. На деревянных стеллажах располагались и книги по истории, и географические атласы, и научно-популярная литература. Умиротворенные дядечки доставали из футляров очки с роговыми оправами и принимались неспешно листать заинтересовавшие фолианты. Интеллигентствующие дамочки манерно спрашивали у заведующих отделами о поступивших художественных новинках. В Доме Книги царила атмосфера взвешенности, спокойствия, неспешности бытия. Туда наведывались те, кто посредством чтения хотел вступить в диалог с вечностью.

Лет пятнадцать назад я бесцельно слонялся по Дерибасовской и заглянул в Дом Книги. Заприметил там кучерявую девицу с рюкзачком на плечах. В её глазах прослеживалась мудрость и отстраненность от окружающей суеты. Меня же в ту пору волновало как угадать количество голов в матче «Сельта» - «Алавес» дабы обыграть букмекерскую контору и как выгрести всю мелочь из пятидесятикопеечного игрового автомата в ближайшем баре на районе. Кучеряшка долго ходила по залам, и я следил за ней. Хотелось узнать, какую книгу она купит. После получаса блужданий она понесла к кассе книжицу карманного формата «Generation P» Виктора Пелевина в мягкой обложке. Тогда я и слова такого как «покетбук» не знал. Че Гевара и логотип «Pepsi» привлекли моё внимание. «Надо будет как-нибудь прочесть. Только сначала угадаю экспресс из десяти матчей, подняв с пяти гривен двести.» - отметил тогда я для себя. Кучеряшка выскользнула на Дерибасовскую, а я остался бродить среди справочников и энциклопедий.

А сейчас на месте Дома Книги магазины со шмотками. По привычке заходишь, желая глянуть романчики, а тебе пытаются впарить турецкие тряпки. И горько становится на душе. Я ведь помню это помещение совсем другим. Без картонных улыбок менеджеров по продаже, без примерочных с заляпанными зеркалами, без навязчивой музыки из колонок. Всего Пелевина я давно прочел, к азартным играм остыл, а вот к книжным магазинам по-прежнему испытываю магнетизм. Тянет меня к изящной словесности и знаниям.

Переформатировав Дом Книги, находящийся посередине Дерибасовской, нашу главную улицу словно лишили сердца. Сараи с уличной едой, возведенные на месте гостиницы «Спартак», лишь портят воздух. Корова Ромина символизирует оголтелое потребительство. Львовская забегаловка напротив Дома Книги это вообще раковая опухоль на теле города. Мы потеряли ту Дерибасовскую, что с младых лет отпечаталась в нашем сознании. Но я не отчаиваюсь. Для того пишу, кричу и борюсь, чтобы в Доме Книги снова воцарились библиофилы вместо пуловеров и юбок. Надеюсь, что там со временем окажется и чей-нибудь сборник с очерком о посещении в юности магазина «Золотой ключик» …


Previous post Next post
Up