лесбиянки и драконы

Oct 20, 2009 20:48

В Эстонии лесбийская пара судится с волостью Виймси, потому что местное самоуправление отказало воспитывающей троих детей лесбийской паре в выплате пособия, предназначенного семье с тремя и более детьми.

Я часто замечала, что лесбиянки менее заметны публично: меньше активны, меньше судятся, меньше ходят в клубы (и клубов лесбийских меньше, чем клубов для геев). Мои московские коллеги объясняли мне это тем, что лесбиянки более "домашние", сидят, мол, дома, денег не любят тратить, копят (эдакие хомячки), ну и публичная сфера для них менее приемлема, чем для геев.
В связи с этими объяснениями я вспоминаю Гейл Рубин из "Обмена женщинами":
Вспомним одно из известных рассуждений Маркса: «Что такое негр-раб? Человек черной расы. Одно объяснение стоит другого. Негр есть негр. Только при определенных отношениях он становится рабом. Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношениях она становится капиталом. Выхваченная из этих отношений, она так же не является капиталом, как золото само по себе не является деньгами или сахар - ценой сахара» (Маркс 1985: 163).
Мы можем спросить по аналогии: что такое женщина, привязанная к дому (domesticated woman)? Самка определенного биологического вида. Одно объяснение стоит другого. Женщина есть женщина. Она становится прислугой, женой, движимым имуществом, девочкой с обложки «Плейбоя», проституткой или живым диктофоном лишь в системе определенных отношений. Вне этих отношений она является прислужницей мужчины не в большей степени, чем золото само по себе является деньгами и т.д.

Любопытно, что гей-культура, противостоящая гетеросексуальной нормативности, а вместе с ней и патриархатному укладу общества, на самом деле, воспроизводит патриархатную систему отношений. Мне стало это очевидно на конференции "Права ЛГБТ - права человека!" в Киеве в прошлом ноябре, когда на финальной панели спикерами оказались 6 мужчин и 1 женщина, которая уточнила, что ее не было в списке участников панели, но она взяла на себя смелость пригласить себя саму, чтобы все-таки женщины имели права голоса. Через полгода на семинаре, посвященном ситуации ЛГБТ движения в Беларуси я спросила одного из лгбт-активистов, сотрудничают ли они с женскими или лесбийскими организациями. Он ответил - " у нас не сложилось". При этом девушка-активистка, его коллега, проглотила это молча и не откомментировала. Еще через месяца три я услышала короткую фразу от гея "я ничего не знаю о лесбиянках, мы встречаемся только на гей-парадах".  Я думаю, что ЛГБТ движение окажется в тупике (или уже оказалось - на нашем пространстве) из-за банальных стереотипов, таких, например, что быть мужчиной все равно лучше, даже если ты мужчина-гей. Лесбиянки поддерживают свою аполитичность, геи перераспределяют власть, бисексуалы, гнобимые и геями, и лесбиянками за "неопределенность", вообще плохо понимают, что они делают в аббревиатуре ЛГБТ, транссексуалы и вовсе не артикулируют свои права.
Я все время возвращаюсь к мысли, что прежде, чем идти охотиться на дракона, надо убить дракона в себе.

notes, lgbt

Previous post Next post
Up