О примирении

Nov 10, 2017 18:45

Оригинал взят у loboff в О примирении
Ну, и раз зашла речь о пресловутом "красно-белом примирении". Вообще-то, инициаторами такового как раз красная сторона и является. Русские в ответ на все эти подтанцовки стараются отмалчиваться, и от опасных сумасшедших держатся подальше. Почему? Потому что "примирение" в изложении красных выглядит как предложение "убогим" самоубиться об стену, и наконец-то начать воспевать замечательную советскую власть - за какую-нибудь мелкую поблажку, больше похожую на издевательство (уже приводимый пример "снисхождения" по отношению к Николаю, милостиво переквалифицированного из "кровавого тирана" в "безвольную тряпку"). Красные тем не менее никак не угомонятся. Кургинянские договорились до того, что Сталин это и была контрреволюция, откуда по их мнению исходит "очевидный" для любого "убогого" вывод о том, что "а чем вы вообще недовольны". Ну и тому подобные азиатские закидоны.

При всё этом есть и правда что реальный пример красно-белого примирения - без кавычек. Причём, не в болтовне, не в пустой риторике, а в конкретных действиях. Кто? Совершенно верно - всё та же Наталья Владимировна Поклонская.

Почему Поклонская поминает Ленина как одного из кровавых маньяков, наряду с Мао и Пол Потом, но при этом предпочитает не слишком распространяться о Сталине? Потому что Победа. Победа это одна из главных точек сборки современных как россиян, так и русских, это национальная гордость, а поэтому разумному политику лучше держаться состоявшегося консенсуса. "За всё хорошее держимся, всё плохое игнорируем" - для историка это может и моветон, но для политика выбирать в попутчики виннеров, а не лузеров - это азы и аксиома.

Но при этом Поклонская не ограничивается популизмом, она требует и своей цены за компромисс - Победа и Космос это конечно замечательно (а ещё Бомба), этим нужно гордиться; но гордиться нужно и Николаем, одним из лучших российских правителей, несправедливо оболганным красными. Собственно, сам пафос подобной позиции более чем очевиден в акции Поклонской, вышедшей на шествие "Бессмертного полка" с портретом последнего Государя. "У русского царя украли победу в 1917-м, но русский народ вернул её в 1945-м", где-то так.

Да, позицию эту нельзя назвать идеальной и беспроигрышной. Потому что раскручивая эту логику, в общем-то к тому же кургиняновскому сталинизму и приходим. Победа, Космос и Бомба (не Хрущёв же за какие-то несчастные три года правления запустил спутник, для этого нужны были годы и годы работы) - супер и даже пупер. Плюс 37-ой как избавление от мерзости ленинской "старой гвардии" - сплошь авантюристов, шпионов иностранных разведок и просто подлецов (но несомненно не без перегибов). Плюс осторожный возврат к имперским ценностям и частичная реабилитация исторической России, после двадцатилетнего безумия построения нового мира "с чистого листа". А ещё ведь есть знаменитый сталинский тост "за вэлыкый рюсське нарот"! Разве же всё это не контрреволюция?!

Естественно, что и подобное "примирение" русским и даром не нужно. Хотя бы потому, что в сетевых дискуссиях в персонификации уже давным-давно именно Николай II и Сталин антагонистами и представляются. И любое благожелательное упоминание абрека с гор для нормального белого русского само по себе есть оскорбление - какой уж тут к чёртовой матери компромисс? Казалось бы, миссия невыполнима.

Что при этом делает Поклонская? Она поступает чрезвычайно мудро. Во-первых, включается то, что принято называть "фигурой умолчания". Победа это подвиг Народа. Космос это достижение Народа и великих Королёва с Гагариным. Бомба это замечательные Наши Учёные и опять же Великий Народ.

Риторика нашему человеку понятная и знакомая - к народу как "самому главному", который "тут всё решает", он давно уже привык и не сопротивляется - что называется, и советская закалка годится в дело, тем более что нынче это общемировой демократический популизм.

Во-вторых, сам антагонизм личностей (а наш человек без персонификации не может никак, при всём "самом главном народе" - опять же советская школа шизофрении) переносится со Сталина на Ленина. Что кстати и исторически более чем оправдано: кровавую бойню гражданки устроил Ленин; Государя убил опять же он, хоть арестовали и февралисты; и антирусскую национальную политику выращивания на теле России и из русских новых наций и протогосударств, на которые СССР в 1991-м и разобрали, запустил тоже всё тот же основатель государства рабочих и крестьян, по совместительству ненавистник "великорусского шовинизма". Как говорится, всё сходится. Ну, а Победа, Космос и Бомба это уже сам Народ, это-то понятно. (При этом скороговоркой можно даже что-нибудь типа "не благодаря, а вопреки".) Главное при этом не поминать Сталина всуе. Что, в общем-то, после перестроечного клеймения, совершенно не составляет сложностей - даже сегодня, после многолетней кампании по негласной реабилитации усатого.

Ну, а в качестве компенсации на уровне личностей, вместо замшелого "дедушки Ленина" в национальный пантеон героев возвращается Николай. И возвращается более чем заслуженно - человек, проигравший врагам, но при этом самой смертью своей поправший Врага, не смирившийся и не отступившийся - это и правда что идеальный национальный герой. Который ко всему прочему и правил более чем успешно, ведя Россию к величию экономически и политически, и практически выиграв главную войну ХХ века, даже при том, что эту Победу у него и России украли краснопузые (зато вернул народ в 1945-м, помним, да?). Плюс именно через фигуру Николая шло оплёвывание исторической России, а соответственно, и в этом смысле наконец-то можно будет безболезненно пересматривать историографию конца ХIХ-начала ХХ веков в сторону куда как более приятной глазу (а заодно и более реалистичной и исторически-достоверной) картины.

Словом, в совокупности получается более чем пристойный национальный миф. С каковым в общем-то "и в люди выйти не стыдно". И который при этом вполне укладывается в русло реальных исторических событий (что и само по себе ценно), но удаляет самые зияющие лакуны и провалы. Возвращая тем самым истории страны главную историческую ценность (с точки зрения государственных интересов) - историческую же непрерывность.

Сказать, что это прямо вот идеальный вариант - конечно не скажешь. И да, абрекские усы в этой картине мира будут постоянно прорываться сквозь глянец, это несомненно. Но пожалуй, если эти самые усы в лица людей совать по минимуму, так и оставаясь в русле "фигуры умолчания", то в общем-то вполне терпимо. И вполне имеет потенциал того самого "национального примирения", о котором столько принято говорить, но совершенно не принято представлять хоть какие-то реальные контуры такового. А уж если при этом получится решить вопрос с многотысячноликими истуканами Лукича, да почистить топографию от всей этой краснопузой мерзости - и вовсе замечательно.

Совсем уже упёртым противникам советского периода конечно же и такой вариант будет поперёк горла. (Как и упёртым красным.) Но если говорить о средней по палате температуре, то да, это именно что компромисс, и компромисс вполне жизнеспособный. По-крайней мере, жить в этом будет хотя бы можно. Что, с учётом нашего ХХ-го века, и уже за счастье.

В качестве кого выступает в данном случае сама Поклонская, не думаю что слишком важно. Быть может политиком с чрезвычайно обострённой интуицией, которая вовремя поняла, в каком направлении имеет смысл двигаться. Может быть просто искренним человеком, который как смог, так и соединил в своей мировоззренческой картине несовместимое. А вполне возможно что и спойлером Кремля, отрабатывающим будущую стратегию идеологических корректив (вспомните того же не столь давнего Путина, с его мимолётной критикой ленинской национальной политики, заложившей под СССР мину замедленного действия). То есть, гадать тут можно долго. Но куда важнее гаданий конечный результат, если он конечно случится.

монархия, русские, большевизм, анализ, белое дело, Россия, история, Гражданская война

Previous post Next post
Up