Миграционный компромисс

Aug 24, 2016 18:42

Оригинал взят у rsa_4ever в Миграционный компромисс
Вот уже четверть века, как миллионы русских остались на правах чужеземцев за новыми рубежами своей Родины. И все эти четверть века российская власть, признавая существование неких "соотечественников" за границей и время от времени используя их фактор в своих интересах, никак не берётся решить проблему их статуса в пределах РФ.

Аргументы для ничегонеделания в этой сфере обширны. Одним из ключевых, при этом, является тот аргумент, что определение некоего особого статуса, особых прав для зарубежных русских каким-то образом дискриминирует российских граждан других национальностей. Аргумент этот настолько не нов (ему примерно столько же, сколько и путинской политике в сфере миграции), что ответ на него был лично мне очевиден много лет назад. Просто не доходили руки что-то написать. А хотелось написать что-то большое и развёрнутое, притом оформленное в виде читабельного концептуального документа. Но эдак собираться я могу ещё долго, а предмет внезапно обрёл злободневную остроту уже сейчас. Поэтому -- кратко те самые мысли в виде общих набросков.

Так вот, к теме. Если бы у РФ существовала политическая воля решить вопрос соотечественников за границей, открыв для них двери России на тех или иных условиях, можно было бы применить целый ворох подходов, используемых десятками стран мира. Собственно, технически, надо решить две задачи, дав ответы на следующие вопросы: (1) "кого пускаем?" (в редакции: "как нам пустить именно своих, а не чужих?") и (2) "на каких условиях пускаем?"

Первый вопрос как раз является наиболее дискуссионным и политически проблемным. На него я предлагаю отвечать так.

Да, РФ -- многонациональная страна. Не в каком-то демоническом, а в базовом смысле этого слова, т.е. в том понимании, что она является родиной и государственным очагом для многих национальностей -- одной большой (это русские) и многочисленных малых. Так получилось, -- в ходе истории русские силой или дипломатией присоединили тысячи квадратных километров территории с неким местным населением. Волей или неволей эти народы стали частью российского государства -- утратили своё самостоятельное бытие в обмен на представительство в "центре" и участие в общем распределении материальных и духовных благ. Они как бы стали "акционерами" громадного "ЗАО" -- отдали свои малые активы в обмен на права в большой корпорации и голос на собрании акционеров. Не мытьём, так катаньем, они стали "членами клуба", одними из нас. Поэтому никого "обижать" или дискриминировать не нужно. Нужно просто очертить круг "своих" -- тех народов, которые делегировали свою субъектность России; тех, у которых нет никакой иной своей государственности, кроме российской.

Для определения "членов клуба" нужен список коренных национальностей и народов России, все представители которого, оказавшиеся за рубежом в результате территориальных изменений, а не собственного индивидуального выбора, имеют право на неограниченное во времени посещение РФ и, далее, репатриацию. Ключевой критерий отбора в список -- нахождение национального очага данного народа в текущих границах РФ и отсутствие собственного национального государства за их пределами. Это, в общем, вопрос формулировки, но общий принцип более-менее таков.

Пример: казанский татарин (русский, ненец и т.д.), родившийся в Азербайджане, хочет беспрепятственно проживать на территории России и/или стать её гражданином. Нет проблем, -- у татар (русских, ненцев и т.д.) нет своего государства за пределами РФ. Но если азербайджанец захочет того же самого, то пусть действует на общих основаниях: у него есть государство, где он представляет титульную нацию.

Данную норму можно предусмотреть законом о гражданстве, тогда как список может утверждаться указом Президента. Список не обязательно должен быть закрытым и окончательным, -- наоборот. Если какое-то изначально не учтённое в нём меньшинство пожелает заявить о своих правах, ничто не мешает предусмотреть процедуру заявления на внесение в оный и порядок утверждения новых его пунктов.

Следует сказать, что со списком могут быть и, скорее всего, будут разного рода нюансы и проблемные моменты. Навскидку, таких я вижу как минимум два.

Во-первых, открытым остаётся вопрос с черкесами, предки которых переселились на Ближний Восток в ХIX веке в результате покорения Кавказа. В данном списке черкесы окажутся неминуемо, и тема репатриации конкретно этой группы станет на повестку дня. Но и тут у авторов политики может быть широкое поле опций, начиная от закрепления прав на репатриацию только за теми народами, представители которых оказались за границей по итогу распада СССР, и заматывания вопроса в бюрократическом ключе (вон, русские уже 25 лет ждут, и ничего) до, натурально, признания их прав на возвращение на Кавказ ("благо", они и так, в ряде сценариев, могут полным составом оказаться в РФ в результате потенциального крушения асадовской САР, да ещё и с алавитами в придачу).

Во-вторых, любопытен вопрос еврейской экспатриации. У нас же есть целое российское еврейское государство, ЕАО, в которую, как еврейский очаг, теоретически, кто-то может захотеть вернуться. У евреев, правда, есть Израиль, т.е они формально выбиваются из этой схемы, но кто знает?

Всё это -- дискуссионные моменты, и перечень их далеко не полон. Однако широта и сложность вопроса абсолютно не должна служить оправданием инертности, игнорирования проблемы зарубежных соотечественников. Нужна открытая дискуссия, общенациональный, максимально публичный диалог, а не (только лишь) бюрократический процесс.

В целом, у данного вопроса есть "подвопрос" -- а как именно определять представителя той или иной национальности? Как я полагаю, никаких особых реальных сложностей здесь нет. Достаточно обратиться к опыту Польши, Израиля и других стран и посмотреть, как они решали этот вопрос. Оставляя в стороне дискуссии о том, завершился ли генезис русских как нации, нужно выработать несколько простых бюрократических критериев, по которым можно будет судить о русскости того или иного человека. Допустим, среди таких критериев может быть:
(а) наличие в числе предков одного родителя или двух предков второго колена с разных сторон, имевших документированную русскую национальность;
(б) русскоязычие;
(в) документированное нахождение (нескольких) предков в русской службе;
(г) в качестве побочного признака, -- принадлежность данного гражданина и его предков к Русской православной церкви (как государственной русской церкви в Российской Империи) и проч.

Опять же, вышеизложенные гипотетические критерии -- это вовсе не истина в последней инстанции. Это просто предложение. Главное, о чём я говорю, -- это то, что в результате открытого обсуждения данные критерии могут и должны быть выработаны. Притом они не обязательно должны быть "идеальными", -- по крайней мере, сразу; но они, как минимум, должны покрывать основную массу заграничных русских. При этом, ничто не мешает подготовить подобные критерии и для прочих "списочных наций", предложив поучаствовать в их разработке национальным республиканским органам и культурным автономиям последних.

Второй вопрос носит более технический характер. Как обеспечить доступ русских и прочих людей из "нашего клуба" в Россию, на каких условиях это делать, какие права им давать?

И тут у адекватного политического руководства тоже существует целый веер возможностей, основанных на вполне реальных зарубежных примерах.

Для начала, можно было бы создать правовые условия для беспрепятственного доступа представителей коренных народов России к себе на Большую Родину. Тут может пригодиться опыт Польши и её "карт поляка". Вполне можно было бы выдавать представителям "списочных наций" через консульские и/или особо организованные каналы "удостоверения соотечественника". Последние могли бы иметь статус внутреннего документа, официально удостоверяющего личность иностранного гражданина в РФ и дающего последнему большую часть общегражданских прав, помимо политических, но, прежде всего, -- право находиться в РФ неограниченный срок, регистрироваться по месту жительства, трудоустраиваться при условии получения статуса налогового резидента и проч. Признание статуса соотечественника также могло бы стать предпосылкой для упрощённого получения гражданства РФ.

Можно пойти и по более радикальному сценарию: выработав критерии определения соотечественника, выдавать тем, кто под них подпадает, гражданство РФ по заявлению либо в упрощённом порядке, с минимальной бюрократической процедурой.

Все эти варианты имеют свои плюсы и минусы. Второй, например, более справедлив, но чреват лавинообразным возрастанием бюджетной нагрузки (чего, похоже, как раз и опасается немалая часть "прагматичных" патриотов "маленькой и молодой" РФ). В свою очередь, первый вариант откладывает вопрос гражданства, но зато объективно обеспечивает приток в РФ людей продуктивных возрастов, не создавая встречных социальных обязательств у государства (а это делает его более "продаваемым" публике). Вновь повторю: речь идёт не только о конкретно данных предложениях, а об огромном количестве вариантов и их комбинаций. Всё это может и должно обсуждаться.

В завершение, хотел бы сказать, что проблема зарубежных русских упирается не в якобы существующую "невозможность её разрешения" (нет неразрешимых проблем, а уж проблема допуска в РФ соотечественников, кмк, носит почти исключительно технический характер), а в отсутствие политической установки на её решение у текущих властей РФ. С моей точки зрения, любая вменяемая российская власть, власть, хоть как-то думающая о перспективах, должна так или иначе подойти к решению данного вопроса.

Лично я полагаю, что решение, подобное предложенному выше, было бы целесообразным по минимум двум причинам. Во-первых (и в-главных), это было бы справедливо. Я искренне полагаю, что коренные жители России -- русские и другие, -- не планировавшие никуда уезжать с Родины, но оказавшиеся в результате политических событий за границей, должны иметь право приехать и беспрепятственно жить в стране, являющейся их национальным очагом. Двери отчего дома должны быть всегда открыты для своих, -- прежде всего, русских людей. По отношению к ним было допущено немало несправедливостей; это должно хоть отчасти восстановить их естественные права. Во-вторых, это было бы прагматично. На данном историческом этапе, Россия скатывается в демографическую яму, а её возрастная, этническая и религиозная картина меняется, притом не в лучшую сторону. Приток русских из-за рубежа, в нормальных условиях, должен способствовать экономическому восстановлению России и сохранению её традиционного этнокультурного ландшафта. Самосохранение -- это неотъемлемое право любого народа и государства, и русские и Россия тут не исключение.

[P.S.]P.S. При всём этом остаётся открытым вопрос выработки подхода к национальным группам, которые переселялись в Россию под патронатом государства и принимали участие в освоении её земель. Например, считать ли потомков немцев, сербов, греков, болгар (а все они когда-то имели в России свои места компактного проживания и/или автономии), живших в России, а потом оказавшихся за её пределами, имеющими права соотечественников? Но, повторюсь, всё это частные вопросы, которые могут обсуждаться. Главная проблема, ради которой всё это должно быть затеяно, -- это решение "русского вопроса".

народы, русские, мигранты, Россия, политика

Previous post Next post
Up