Оригинал взят у
pravoslavnij в
По поводу заявления Белковского о Московской Патриархии и Сталине в сентябре 1943 годаСтанислав Белковский заявил, что Московский Патриархат создан Сталиным в сентябре 1943 года. На это заявление последовала резкая реакция православной общественности и политиков.
Необходимо, однако, учитывать, что решение о даровании относительной свободы РПЦ в сентябре 1943 года Сталин принял под весьма сильным давлением союзников по антигитлеровской коалиции. По этому вопросу есть достаточно много исторических свидетельств, однако вместо этого наша общественность продолжает тиражировать мифы о каком-то покаянии Сталина. Генерал Судоплатов в воспоминаниях пишет, что посол США Гарри Гопкинс "от имени президента поставил перед СССР вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с Русской Православной Церковью". Это было сделано по его словам "чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США в годы войны". Кроме того в то же самое время Рузвельт настоятельно рекомендовал то же самое послу СССР в США. Позже, в мае 1943 года Рузвельт послал в Москву своего спецпредставителя Дэвиса, который в своих воспоминаниях пишет, что в личном один на один разговоре со Сталиным он высказал ему настоятельную просьбу дать свободу Церкви в России. В мае 1943 года Дэвис был в восторге от известий о роспуске Коминтерна (первое требование Запада), а в сентябре -- от выборов патриарха. В то же время готовился визит в Москву англиканского архиепископа Йоркского Кирилла Гарбета и по этом поводу Министерство Информации Великобритании неоднократно входило в контакт с посольством СССР в Великобритании с настоятельными просьбами дать сильные доказательства перемены отношений к Церкви в СССР. Есть также свидетельства самого Сталина, которые он высказывал в беседе с лидером Албании Энвером Ходжей в Сухуми, что Рузвельт и Черчилль призывали его примириться с религией.
Надо также понимать, что давление союзников на Сталина имело весьма большой вес, поскольку по ленд-лизу шла громадная и бесплатная помощь не только танками и самолетами (их было не так много), но и промышленным оборудованием, комплектующими, запчастями и сырьем. Достаточно легко доказать, что почти вся советская оборонная промышленность вов ремя войны работала или на импортном оборудовании, поставленном в период индустриализации, или на оборудовании, произведенном в СССР, но по западным чертежам и лицензиям, или на поставленном по ленд-лизу. На этом западном оборудовании (американском, немецком, английском и французском) производились советские винтовки, автоматы и орудия, на нем прокатывалась сталь и броня наших танков, на нем собирались моторы танков и самолетов, производились снаряды, патроны, бинты и материя для обмундирования. Это оборудование требовало ремонта, обслуживания, замены и конечно сырья. И Советский Союз получил это сполна и бесплатно от своих союзников. А союзники, отдавая нам огромную помощь, имели полное право требовать от Сталина уважать веру населения СССР и дать людям свободу исповедовать свою религию.
Это необходимо понимать для того, чтобы не рассматривать сталинскую политику в отношении Православной Церкви в отдельности от общемировой политики тех лет, в отдельности от мнения всех верующих христиан разных конфессий в других странах. То есть это не просто Сталин дал свободу Церкви и образовал Московский Патриархат, а это весь христианский мир заставил Сталина это сделать.
Конечно же, Сталин имел свои собственные интересы в сентябре 1943 года, однако дарование относительной свободы Церкви вызвало огромный вздох облегчения во всем мире. Поэтому нам следует быть благодарными тогдашним христианским западным правительствам США и Великобритании за этот глоток свободы религии в СССР. Кстати, Святейший Патриарх Кирилл весной прошлого года на встрече с послом Великобритании уже выразил ему благодарность от лица РПЦ за поддержку и помощь в годы войны.
Кроме того, надо понимать, что утверждение "Сталин создал Русскую Православную Церковь" не может точно отражать действительность, поскольку на оккупированных территориях было открыто около 9 тыс. приходов в то время, как на тыловой советской территории оставалось лишь около 300 приходов. Таким образом Сталин в сентябре 1943 года лишь попытался поставить под контроль уже открытые приходы РПЦ.
Вместе с этим надо признать, что в мире всегда было очень много критики сталинской церковной политики после 1943 года и очень много критики уступок со стороны иерархии Московского Патриархата. Такая критика, высказывавшаяся в частности многими Новомучениками, должна быть умеренной и адекватной. В данном случае в устах Белковского она не была ни умеренной, ни адекватной. При этом, однако, нельзя допустить судебного преследования Станислава Белковского. История Православной Церкви дает нам великое множество критики иерархов со стороны мирян особенно в Константинопольском Патриархате. Подобную критику необходимо умиротворять словами и делами, а не подавлять грубой силой.