Apr 16, 2023 22:42
Посмотрел тут это оскароносное кино. Мог бы быть неплохой в целом антивоенный фильм, но... Зачем же было так перевирать Ремарка? Ну обозвали бы как нибудь ещё, например "Без пятнадцати одиннадцать", дали бы другие имена героям, и вышло бы в целом ладно. А так смотришь и постоянно невольно хмуришься от несоответствия картинки тексту.
Ну и вторично немного. Противопоставление ужасов войны и человеческой жестокости красотам безмолвной природы под прекрасную музыку в совершенстве освоил Теренс Малик, низкие трубные взревы - Дени Вильнев, длинные рассказы героев о том, чем они займутся после войны - это и вовсе старый штамп советских "фильмов про войнушку", как сейчас помню эту верную примету, если солдатик заговорил об этом, значит сейчас его убьют. При этом самая яркая тема - предательство школьного учителя Канторека, отправившего пацанов на эту войну, остается нераскрытым - в фильме почему-то выпал сюжет про его собственное попадание в армию и злобную радость его бывших учеников по этому поводу, подчёркивающую их избавление от былых иллюзий.
К тому же в фильме многовато театрального драматизма. Ведь чем хорош Ремарк? Он просто показывает мясорубку и живых, ярких людей, брошенных в нее. Дело ведь даже не в сволочах-генералах, это сама война перемалывает героев, она неумолимый механистичный конвейер, и шанса нет в итоге ни у кого. У него просто - вот одного убили, другому оторвало ноги, вот третьего пронесли мимо с вырванной спиной... Как в одной из самых сильных, на мой взгляд, песен о войне, "Эх, дороги"
..."Выстрел грянет, ворон кружит, мой дружок в бурьяне неживой лежит..." Кат столь же буднично гибнет от осколка, а не пули мстительного мальчишки, да и сам Пауль убит случайной пулей, а не за пять секунд до конца войны в ходе безумной рукопашной. Понимаю, кино, надо нагнать пафоса, но ведь сила книги как раз в его отсутствии.
В общем, не то чтобы плохо, но... Не то.
кино