Вот возьмем, например, светофор. Красный свет. Кажется, этот светофор точно такой же, как во всем мире: и все же это итальянское изобретение. Он не для того, чтобы давать команду, как полагают люди наивные, и не для того, чтобы давать совет как думают люди поверхностные. Нет, он дает повод к размышлению. И это не какое-то глупое препирательство. Бесполезное - возможно. Но только не глупое.
Многие из нас смотрят на светофор, но мозг не воспринимает запрет (Красный! Стоп. Дороги нет). Наоборот, для него это стимул. Так, какой именно этот красный свет? Красный на пешеходном переходе? Но ведь сейчас только семь утра, пешеходов в это время нет. Значит этот красный свет - спорный, этакий красный-не-совсем-красный: поэтому поехали. Или это красный на перекрестке? Но какой именно тут перекресток? Здесь хороший обзор, и не видно ни одной машины. Значит, красный - это почти красный, относительно красный. Итак, что же мы делаем? Немного думаем. Потом едем.
Ну а если это красный на опасном перекрестке (пересечение дорог, большая скорость, плохой обзор)? Что за вопрос: мы останавливаемся и ждем зеленого. Во Флоренции есть выражение «полный красный». «Красный» - это бюрократическое слово. «Полный» - личное дополнение.
Обратите внимание, такие решения не принимаются спонтанно. Совсем наоборот, это результат логического процесса, который почти всегда оказывается правильным (когда он ошибочен, приезжает «Скорая помощь»).
Beppe Severgnini La Testa degli italiani
Беппе Севернини Вечно молодая синьора
перевод с итальянского Н. В. Колесова