Фильм "Донецкие шахтеры" получил Сталинскую премию. Пытаюсь понять за что

May 17, 2020 11:01

Режиссер фильма Леонид Луков был "под колпаком". В 1939 году он снял фильм про шахтеров "Большая жизнь", за который получил Сталинскую премию. В 1946 году он снял вторую серию этого фильма, но на экраны её не пустили. Несмотря на такой провал, режиссеру снова поручили снять ещё один фильм о шахтерской жизни. Повторная осечка могла бы поставить точку на его карьере.



Василий Меркурьев в роли начальника шахты и Сергей Лукьянов в роли секретаря Обкома


Следовательно, необходимо было снять такой фильм, который бы понравился партийной верхушке и лично Сталину. Судя по всему, Лукову это удалось. Картина вышла на экраны в 1951 году.

Содержание фильма на редкость незатейливое. На шахте пытаются внедрить комбайн, который должен заменить труд шахтеров. Никаких побочных линий у сюжета нет.



Анастасия Зуева (справа) в роли Евдокии Прохоровны

Не знаю, как воспринимались "Донецкие шахтеры" послевоенными зрителями, но мне фильм показался малосмотрибельным. Длинные сцены застолий, затянутые диалоги, абсолютная бесконфликтность сюжета.

Борьба происходит только лучшего с хорошим.



Борис Чирков (справа) в роли Степана Недоли

В фильме собран великолепный актерский ансамбль, но даже талантливым актерам не удается спасти фильм. Если бы этих актеров не было, то смотреть фильм было бы ещё тоскливее.

В картине вообще нет человеческих образов, талантливые актеры вынуждены создавать не человеческие характеры, а плакатные.



Владимир Дружников в роли инженера Трофименко

Я постоянно ждал возникновения какого-либо конфликта, например, любовного. Девушка Лида не слишком уверенно говорит, что любит своего парня Васю. Обычно в таких случаях, в фильме должен появиться ещё один парень, которому Лида ответит более уверенно, однако он не появляется. Их отношения заканчиваются сценой очередного застолья в виде свадьбы.



Клара Лучко в роли Лидии и Андрей Петров в роли Василия

Потом, вроде как, начинает возникать конфликт по поводу вытеснения рабочих из шахты, потому что их заменит комбайн. Никому же не хочется терять работу, но и тут облом. Все шахтеры с энтузиазмом соглашаются пройти обучение и освоить смежные профессии.



Петр Алейников в роли Андрея и Константин Сорокин в роли рядового шахтера

Комбайн тоже сначала немного раскапризничался, и я уже подумал, что он сейчас сломается и будет большой скандал, но комбайн быстро починили.



Лидия Смирнова в роли Веры Николаевны

А вот работа оператора Михаила Кириллова очень понравилась. Прекрасно сняты сцены, как непосредственно на шахте, так и на улице. Даже эпизоды многочисленных застолий тоже не слишком меня утомили, потому что с точки зрения операторского мастерства, они сняты очень профессионально.



Так за что же фильму дали Сталинскую премию?

Потому что режиссер в точности исполнил волю заказчика, сняв такой фильм, который не оставляет сомнения у руководства партии, что она идет правильным путем.

По ходу действия в картине "Донецкие шахтеры" звучат песни о Сталине, его имя неоднократно упоминается в речах шахтеров, показывают памятники Сталину и его портреты.

Да и сам Сталин тоже присутствует.



Михаил Геловани в роли Сталина

Неужели после всего вышесказанного, могло возникнуть сомнение у членов комиссии по присвоению Сталинских премий в том, что этот фильм определенно её заслуживает.

В статье использованы кадры из фильма "Донецкие шахтеры".

Оригинал статьи опубликован в Дзене.

Советский Союз, кино, СССР, рецензия, советское кино, #кино, #советскоекино, #ссср

Previous post Next post
Up