Могилев. Музей Бялыницкого-Бирули

Sep 28, 2012 18:38

Перед поездкой в Белоруссию узнал, что в могилевском музее художника Бялыницкого-Бирули есть пейзажи, написанные им в 1944 году в Архангельской области. На второй день пошел искать этот музей, и нашел его в самом центре.




Музей находится на Ленинской улице (бывшая Большая Садовая), в одном из самых старых домов Могилева (если не самом старом), построенном в 18 веке, и уцелевшем во время последней войны. Удивила брусчатка во дворе дома. Как только я свернул с улицы, и миновал ворота, сразу вспомнилась старая песня, которую когда-то пел Эдуард Хиль «Моряк вразвалочку сошел на берег…». Идти и в самом деле пришлось «вразвалочку», потому что брусчатка ходила волнами.




Пожилого рабочего, пилившего упавшую рябину, и аккуратно складывающего отпиленные сучья в разные кучки - тонкие, средние, толстые, я спросил о брусчатке.
-Так тут же кругом трубы под землей. Клали трубы, засыпали песком, потом укладывали брусчатку, а потом все начало проседать, вот и пошла брусчатка волнами.
Поговорили о доме, и он сказал:
-Раньше в этом доме при советской власти что-то вроде общества пропагандистов и агитаторов было, в те времена третий этаж и надстроили.




В мае 1780 года в этом доме жил австрийский император Иосиф II, приехавший в Россию под именем графа Фанкельштейна, и встретившийся здесь с императрицей Екатериной.

Отопление в городе было еще не включено, и в музее с его толстыми стенами было довольно прохладно. Билет стоил 5.000 (около 19 росс. рублей), фотографирование - 1.000 (меньше 4 рублей), только с фотографированием дело обстояло не очень хорошо. Во всех залах было сумрачно, и везде была точечная подсветка. Граница между ярко освещенными экспонатами и полумраком залов была такой резкой, что глаза устали очень быстро, а на картинах и этюдах художника то вверху, то внизу (в зависимости от того, где был источник света) лежали густые тени.




Бялыницкий-Бируля на Кольском полуострове в тридцатые годы.




Заполярье. Островок. Кресты (1933 год).




Заполярье. Кировск. Берег озера Вудьявр (1933 год).




Заполярье. Кандалакша. Церковь (1930-е годы).
В верхней части полотна видна тень от рамы.

С поездками художника на Кольский полуостров все было понятно, это были так называемые творческие командировки. А вот как 72-летний художник оказался в 1944 году в Архангельской области? Я спросил смотрительницу, но она о деталях той поездки ничего не знала. Удивительно, что при наличии большого количества этюдов, сделанных в той поездке, ни одного документа или письма, объясняющего, как художник оказался на Севере в 1944 году, в экспозиции не было.




Архангельская область. Девятиглавая церковь (1944 год).




Архангельская область. Деревня Зачачье (1944 год).




Архангельская область. Ратонаволок. Старая церковь (1944 год).




Архангельская область. Ратонаволок. Околица (1944 год).




Архангельская область. Мельница (1944 год).




Архангельская область. Мельница на Северной Двине (1944 год).




Архангельская область. Деревня Лявля (1944 год).




Архангельская область. Купола (1944 год).
Судя по всему, это Холмогоры. Черную полосу внизу не стал отрезать, чтобы было видно, как изуродованы неправильным освещением все небольшие этюды, лежащие в застекленных витринах.




Вышел из музея, посидел на скамейке, посмотрел на клумбы.




Позже, увидев в другом музее картину художника Певунинских Б. И. «Музей Бялыницкого-Бирули» 1996 года, понял, что этими клумбами замаскировали невыкорчеванные пни спиленных деревьев.

art (nord), Белоруссия

Previous post Next post
Up