Давно не видел новых номеров журнала «Поморская столица», а на днях мне в руки попал прошлогодний апрельский номер. Раскрыл - ба! - маленькая заметка с фотографиями «Остров Мудьюг. Штыковой рейд». В апреле 2022 года вспоминать то, что было в июле 2021 года? Впрочем, один римлянин при каждом удобном случае говорил, что Карфаген должен быть разрушен, и, в конце концов, римляне разрушили Карфаген. Правда, на Мудьюге хотят строить, а не разрушать, но алгоритм один и тот же, просто минус меняется на плюс. Но разве кроме Мудьюга здесь, на Севере России, во время Гражданской войны больше ничего не было? Или все дело в том, что наших «патриотов» кроме Мудьюга больше ничего не интересует?
В Архангельскую Государственную Чрезвычайную
Комиссию по борьбе с контр-революцией и спекуляцией.
Заведывающего Политбюро при
Устьвашской* Уездмилиции т. Аншукова Ф. Ф.
Рапорт.
Довожу вас до сведения, что в ночь с 25-го на 26-е июля 1920 г. мною были назначены к отправке в Архангельск заключенные в числе 10 человек, а именно.
1) Киприянов Гаврил Гавр.
2) Зотиков Тимофей Вас.
3) Зотиков Иван Егорович
4) Зотиков Алексей Егорович
5) Кожевников Сергей Федорович
6) Смородин Иосиф Елисеевич
7) Порочкин Семен Алекс.
8) Киприянов Петр Васильев.
9) Зотиков Иван Вас.
10) Зотиков Василий Вас.
В 2 ½ часа ночи я с конвоирами в количестве 6 человек прибыл сам лично для отправки арестованных и предъявил арестованным, что сегодня я вас отправлю в распоряжение губчека и приказал поскорее приготовляться. Тогда они стали прикладывать хлеб и прочее, а я с конвоирами сидел на улице [около] того дома, где они помещались.
В это время один из них Смородин Иосиф Елисеевич отпросился у дежурного милиционера оправиться. Милиционер его выпустил (конечно без моего приказа), а сам стоял в дверях комнаты, потом вдруг закричал, что арестованный из клозета убежал. Я сразу же спросил - кто? Он ответил - Смородин. Тогда я сразу-же на лошади поехал по направлению куда бежал арестованный, но т/к в поле растет рож, то ему хорошо пришлось укрываться и ползком уполз, так-же и конвоиры все бегали имать его, потом мною было заявлено в Уездкомпартия и Военкому, последние мобилизовали всех надежных тов. к поимке бежавшего, а мне посоветовали остальных препровождать <…>
Когда вышли из Устьвашки и пошли полем, то арестованные начали друг с другом переглядываться и один из них рукой поднял шапку. Я тогда им приказал не переглядываться, а то можно думать, что они делают условные знаки. Так довели их до 4-й версты от Устьвашки, где Петр Киприянов шапку с головы бросил и бросился бежать в правую сторону, а Василий и Тимофей Зотиковы в левую. Тогда я вскричал - ни с места стрелять будем, но они не обратили внимания. Оставшиеся 7 человек разсыпались по дороге. Тогда я на лошади бросился в сторону, а остальным командирам дал приказ - бейте всех на месте кого где поймаете.
Я догнал Василия Зотикова и сделал выстрел из револьвера в спину, он упал, а второй выстрел дал по Тимофею Зотикову, которому пуля зашла в шею. Петра Киприянова догнал Александр Уткин, дал выстрел и пуля пролетела насквозь грудь, а конвоиры сделали залп по разсыпавшимся на дороге, убили только 2 человека до смерти, а остальные 4 человека убежали в сторону, где их тоже еще стреляли и еле живыми остались Алексей Зотиков и Гаврила Киприянов, которых тоже пришлось добить, ибо раны были тяжелые.
Всех выстрелов было произведено около 53-х, о чем и довожу вас до сведения. Убитые 9 человек зарыты в яму согласно переговоров с ПредАрхгубчека тов. Смирновым. К задержанию Смородина меры приняты.
Завполитбюро Ф. Аншуков
*Село Усть-Вашка (в 1920-1921 гг. - город Усть-Вашск) - с 1921 года село Лешуконское.
«Поморская столица», апрель 2022 г.
Могилы умерших и погибших во время Гражданской войны приводить в порядок нужно, и это не должно обсуждаться. Но почему наши архангельские «патриоты» приводят в порядок одни могилы, и делают вид, что других могил нет? Или все дело в том, что они хотят добиться того, чтобы Москва дала деньги на восстановление музея советских времен на Мудьюге? У них уже и проект готов. А что, шанс есть. Когда появился лагерь? Осенью 1918 года, когда на Север России пришли интервенты, англичане, французы, американцы, так что всё очень патриотично, тем более сейчас, когда «Англичанка снова гадит».
А девять лешуконских мужиков, которых летом 1920 года убили, а потом зарыли в яму, возможно, где-то здесь (красный кружок) - разве их могилу не нужно привести в порядок?
Все девять человек, похороненные здесь - местные крестьяне. Вся их вина была в том, что хозяйства у них были крепкие, реквизиции, проводившиеся местным исполкомом в первой половине 1918 года, им не нравились, и они не скрывали радости по поводу ухода большевиков. В боях с красными участия не принимали, но деньги для белого партизанского отряда давали, и летом 1920 года местная власть решила, что это достаточные основания для их ареста и отправки в Архангельск, в губернскую ЧК.
Один из арестованных, 60-летний Киприянов Гаврила Гаврилович, отец четырех сыновей, 33, 28, 16 и 12 лет, и двух дочерей, 19 и 17 лет, весной 1920 года уже побывал в Архангельской ЧК, но был отпущен, и пришел домой пешком. Лешуконским коммунистам очень не понравилось, что его отпустили, и они его не только снова арестовали, но и сами решили, как он должен быть наказан - «отправить в лагерь принудработ на Соловки на 2 года без амнистии». В самом деле, чего стесняться, «Мы здесь власть!». Это о Гавриле Киприянове Федор Аншуков написал в своем рапорте, что его «пришлось добить».
О том, что в дальнейшем стало с останками убитых, я не знаю. Может быть, они до сих пор покоятся неподалеку от дороги, идущей от Лешуконского к переправе через реку Мезень, и за сто с лишним лет на этом месте вырос лес. Может быть, родственники убитых через какое-то время получили от властей разрешение перезахоронить убитых на кладбище, и их могилы сохранились до сих пор. Может быть, ни могил не сохранилось, ни потомков, и никто в Лешуконском не знает о трагедии, случившейся поблизости от села в июле 1920 года. Во всяком случае, я не читал об этом ни в книгах об истории Гражданской войны, напечатанных за последние тридцать лет, ни в интернете.
Село Лешуконское. 2006 год.
Знают ли о том, что произошло в июле 1920 года на дороге, идущей от села Лешуконского к переправе через Мезень наши архангельские «патриоты», ратующие за воссоздание музея советских времен на Мудьюге? Если знают, то не чувствуют ли они, что есть во всем этом что-то странное?
Когда в сентябре 1919 года часть заключенных на Мудьюге решила совершить побег, стала прорываться через колючую проволоку, отнимать винтовки у охранников, другие охранники стали стрелять, и убили 11 человек. Это трагедия? Да, насильственная смерть любого человека - трагедия.
Но почему-то только по поводу событий сентября 1919 года у наших «патриотов» начинают учащенно биться сердца, сжимаются кулаки, и они потрясают ими в сторону заходящего солнца, выкрикивая: «Не забудем! Не простим!».
А девять лешуконских крестьян, убитых через десять месяцев после этого побега неподалеку от родного села? Это ведь тоже трагедия, верно? Тогда почему никто из «патриотов» не едет в Лешуконский район, не выясняет, где покоятся останки убитых - в той же яме или на сельском кладбище? Если в той же яме, почему они не объявляют сбор денег, и не устанавливают на том месте памятник, оградку, не красят ее, как красят оградку на Мудьюге?
На Мудьюге в 1919 году и возле Лешуконского в 1920 году были убиты и похоронены наши русские люди, жертвы Гражданской войны, но через сто с лишним лет «патриоты» считают, что они должны заботиться только об одних могилах, делая вид, что другие могилы их не касаются. Странный какой-то патриотизм, «второй свежести».