Владимир Арро «Ключи от Ташкента» или фига в кармане

Feb 08, 2023 12:57



Кто-то избавился от книги рассказов Владимира Арро «Весёлая дорога. Путевые рассказы», изданной в 1975 году (Ленинград, «Детская литература», рисунки Родиона Гудзенко, 143 страницы, тираж 15 000 экз., цена 40 коп.). Открыл книгу, а она, оказывается, в 1975 году была подарком.



Сколько лет было Сашеньке в 1975 году? Десять? Двенадцать? Вряд ли больше, т. к. в выходных данных написано «Для младшего школьного возраста». Прошло сорок семь с лишним лет, Сашеньке сейчас еще нет шестидесяти, а книга, память о бабушке Кате, оказалась на улице. Почему - нам этого не узнать.

Полистал книгу. Ереван, Араратская долина, Волга, Суздаль, Енисей, Кировский завод в Ленинграде, Ташкент, Бухара… На последней странице, в выходных данных, прочитал - «Рассказы о трудовых подвигах советских людей в разных уголках нашей необъятной Родины». Сразу вспомнились пионерские и комсомольские собрания тех лет. Бр-р-р… Но книгу я все-таки забрал, решил почитать дома, и не пожалел, нашелся в ней один небольшой, но интересный рассказ - «Ключи от Ташкента».











Автор, когда писал этот рассказ, понимал, что при этом он держит фигу в кармане? А ответственный редактор Н. Л. Страшкова ничего не заметила?

Автор описывает встречи в Ташкенте с хорошими людьми, которые предлагают ему и его другу пожить в их квартирах, оставляют ключи, кормят, и вроде бы все хорошо, да вот только имена у этих людей явно не узбекские: Наташа, Лёша, Эля, Глеб, Наталья Ивановна. Автор хотел написать рассказ об интернационализме советских людей, но рассказ получился совсем не о том.

Знакомый рассказывал, как после распада СССР, в начале девяностых, когда русские стали уезжать их среднеазиатских республик, вызвал его начальник, и сказал: «Женщина, давно уехавшая из Архангельска в Ташкент, хочет вернуться обратно, и выясняет, сможет ли она устроиться здесь на работу. Сразу скажу - она не моя родственница, я ее вообще не знаю, просто она областному начальству письмо написала, а оттуда это письмо нам переслали. У тебя, кажется, есть свободное место. Возьмешь ее?».

Как русские уезжали из «братских республик», из того же Ташкента, в Архангельске, да и во всей России уже знали. Интернета тогда не было, но в газетах об этом часто писали. Знакомый подумал, и сказал: «Возьму. Мы же русские люди, а русские должны друг-другу помогать».

Через некоторое время эта женщина пришла к нему. Немолодая, предпенсионного возраста. Благодарила, что взял на работу. Стала работать, и первое время работала неплохо, а потом начала лениться. Мало того, в середине девяностых она еще пить начала. Потом она вообще на работу перестала выходить, якобы заболела. Неделя прошла, две, три… Знакомый пошел к ней домой - дверь не открывают. Пошел в отдел кадров, спросил, что с моей сотрудницей, она точно болеет?

Оказалось, что по документам - да, болеет. Только документы о том, что болеет, приносит от разных врачей, и почти все от платных. В середине девяностых в Архангельске много стало платных врачей.
- Так можно? - спросил знакомый кадровика.
- Сейчас можно - ответил кадровик.

Еще неделя прошла… Две… Три… Работы много, то, что «больная» раньше делала, приходится другим сотрудниками поручать, а женщина, достигшая пенсионного возраста, продолжает «болеть», но за зарплатой в бухгалтерию приходит. Знакомый сходил в бухгалтерию, договорился, чтобы когда «больная» придет за деньгами, сообщили об этом ему, и чтобы деньги ей сразу не давали

В один из дней знакомому позвонили из бухгалтерии: «Пришла». Встретились. Знакомый помахал перед женщиной «кнутом», потом показал «пряник», и предложил уйти на пенсию по хорошему. Та, видимо, поняла, что заигралась, и согласилась. На пенсии она продолжала пить и через несколько лет умерла.

Вот такие были «рассказы о трудовых подвигах советских людей в разных уголках нашей необъятной Родины» в середине девяностых.

книги найденные, книги детские, знакомые рассказали

Previous post Next post
Up