Убийство белых офицеров в Княжице. Часть 1

Jan 15, 2023 01:14



В конце февраля 1920 года солдаты 1-го батальона 14-го Вычегодского полка, находившегося в Коми крае, в деревнях верхней Вычегды, узнали о том, что красноармейские части вступили в Архангельск. Солдаты батальона выбрали военно-революционный комитет, но как поступили с офицерами - неизвестно. Кто-то пишет, что офицеров разоружили, и солдаты могли так сделать, но, принимая во внимание, какой документ военно-революционный комитет выдал командиру батальона, 25-летнему капитану Александру Петровичу Орлову, можно допустить, что от командования офицеров не отстранили.

Р. С. Ф. С. Р.
Военно-революционный комитет
1-го батальолна 14-го полка
29 февраля 1920 года
№96

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Пред”явитель сего есть действительно Командир 1-го батальона 1-го полка товарищ Орлов Александр Петрович, что подписями удостоверяется.

Председатель Военревкома С. Вурлов

Член: Баратов

Секретарь А. Шаверин

В начале марта 1920 года военно-революционный комитет батальона в ходе переговоров с командованием красных принял решение сложить оружие. Командира батальона капитана Александра Орлова и еще шесть офицеров арестовали и отправили под охраной в Котлас, откуда их, скорее всего, должны были доставить в Вологду. Фамилии пяти офицеров известны: Глыжев, Каракчиев, Малютин, Матвеев, Порывкин (фамилии были перечислены на обороте аттестата от 8 марта 1920 года, в котором говорилось, что все перечисленные «удовлетворены приварочным, чайным и табачным довольствием до 21 марта 1920 г. включительно». Кто был шестым - неизвестно.

Двигаясь вдоль Вычегды, офицеры с охраной миновали Яренск, но в деревне Княжица (красная точка), когда до Сольвычегодска оставалось 20 километров, а до Котласа - 60, все семь офицеров были убиты.

В начале апреля 1920 года конвоиры, которыми командовал военный моряк Северодвинской флотилии Закалачный, были вызваны в Вологду, в Революционный военный трибунал при Реввоенсовете 6-й армии. 9 апреля дело об убийстве офицеров было рассмотрено, и вынесено постановление, в котором говорилось:

Дело конвоиров:
1) Леонида Савельевича ЗАКАЛАЧНОГО,
2) Николая Петровича ФАЛАЛЕЕВА,
3) Николая Николаевича ЧЕРЕМИСОВА,
4) Григория Максимовича ХАБАРОВА,
5)Александра Дмитриевича ЯКОВЛЕВА,
обвиняемых в разстреле семи (7) арестованных белогвардейских пленных офицеров во время сопровождения их к месту назначения, и принимая во внимание, что данными следственного производства установлено, что арестованные были убиты при попытке побега,

ПОСТАНОВИЛ:

За отсутствием состава преступления со стороны перечисленных выше лиц - настоящее дело дальнейшим производством прекратить.

Председатель Реввоентрибунала
при Реввоенсовете 6-й армии Плавниек

Члены: (две неразборчивые подписи).

Скорее всего, в трибунале понимали, что в начале марта с Вычегды семь офицеров могли бежать только в заснеженные леса, где их ожидала скорая гибель. Причина убийства была ясна всем - пятерым охранникам надоел длинный 400-километровый путь, и они решили, убив офицеров, вернуться назад, а командирам заявить, что офицеры хотели бежать. Разбираться, устраивать перекрестные допросы, ловить охранников на нестыковках не стали, и махнули рукой.



От убитых офицеров остались только деньги, одежда и вещи, добросовестно, вплоть до носовых платков, перечисленные в «Списке вещественных доказательств», ведь социализм, это, как говорил Ленин, учет и контроль. У Александра Орлова забрали удостоверение, выданное ему в 1916 году, в котором говорилось, что он был отравлен газами на фронте, и письмо, написанное братом. У остальных офицеров, видимо, ни документов, ни писем не было.

КОМАНДИР
7-го гренадерского
САМОГИТСКОГО
Генерал-Адьютанта
Графа Тотлебена полка
12 Октября 1916 г.
№9249.

УДОСТОВЕРЕНИЕ.

Дано сие 7-го гренадерского САМОГИТСКОГО Генерал-Адьютанта Графа Тотлебена полка Подпоручику ОРЛОВУ в том что он в ночь с 23 на 24 Сентября с. г. совместно с полком подвергся газовой атаке противника, при чем находился в районе где концентрация ядовитых газов была весьма значительной.
Что подписью с приложением полковой печати удостоверяю.

Флигель-Адьютант
ПОЛКОВНИК Цвецинский

Полковой Адъютант
Капитан Покровский

О письме напишу в другой раз.

Окончание следует.

старые документы (Гражданская война), Гражданская война и интервенция

Previous post Next post
Up