Портянка старика Ромуальдыча

Dec 03, 2022 11:00



В сообществе ВК «Старый Архангельск выложили пост о переходе в 1967 году Дмитрия Буторина и Михаила Скороходова на карбасе «Щелья» из Архангельска до Оби, до места, где в средние века стояла Мангазея.

Я не удивляюсь, когда кто-то пишет слово «архангелогородцы» с большой буквы, я и сам, как говорил старик Митрич из «Золотого теленка», в академиях не обучался. Но дальше!

Во-первых, Буторин и Скороходов не «протащили свое суденышко волоком через полуострова Канин и Ямал». Через Канин они часть пути прошли по реке Чижа, затем прошли по протокам и озерам. На Канине волока не было. Идя через Ямал, один раз они, попав в мелкую протоку, были вынуждены выйти из карбаса, чтобы облегчить его, и вели карбас за уключины. Затем пришлось воспользоваться старым сухим волоком, и это, в самом деле, было трудно, т. к. хотя протащить карбас надо было немного, полкилометра, но сначала его надо было затащить на обрыв. Карбас Буторин и Скороходов тянули с помощью ворота и каната, и одолели волок за двое с половиной суток, но это не значит, что они «протащили свое суденышко волоком через Ямал».

Во-вторых, «весь мир» за этим переходом не следил. Наши газеты - да, следили, заметки печатались в «Известиях», «Комсомольской правде», «Советской России», «Водном транспорте», «Литературной газете». Что касается «всего мира», то Скороходов, упомянув о телеграмме, полученной из редакции газеты «Правда Севера», написал и о чем была эта телеграмма. «Сорок зарубежных агентств, журналы "Лайф", "Тайм" и другие просят через АПН материалы о "Щелье", только, пожалуйста, не задирайте носа, добрый путь». Если сорок агентств и журналы хотели получить материалы о «Щелье», то это не значит, что «всему миру» был интересен этот переход. Как сейчас «весь мир» не интересует, что происходит в Печорском море или на Ямале, так и более пятидесяти лет назад это никого не интересовало.

В-третьих, автор и в самом деле, думает, что только после перехода Буторина и Скороходова началось освоение Северного морского пути? Сразу вспомнились Ильф и Петров. «Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку, и аж заколдобился».



Похоже, автор, решив написать о «Щелье», не прочитал книгу Михаила Скороходова «Путешествие на “Щелье”», а зря, хорошая книга.

Книга выложена здесь http://samlib.ru/s/skorohodow_m_e/shelya.shtml

Есть она и в ЖЖ. В 2007 году af1461 выложил серию постов с текстами из книги под общим названием «Алые паруса "Щельи"». Я вчера начал читать, и не смог остановиться, читал до двух часов ночи. Начало здесь https://af1461.livejournal.com/107758.html

Фрагмент из книги (Буторин и Скороходов, взяв в конце пути журналистов, дошли до Мангазеи).

«Подбросив дров в костер, я задремал. Буторин спустился к реке, но вскоре вернулся и всех всполошил:
- Глядите, други мои, что я нашел!
На его ладони мы увидели позолоченные светом костра металлические предметы: крест, наконечник стрелы, два ржавых гвоздя. И началась "мангазейская лихорадка"!
Вооружившись палками, мы стали копаться в песке и гальке под обрывом. Все находки сделали в одном месте - на узкой прибрежной полосе. Длина ее - метров сто. Нам посчастливилось: видимо, весенним ледоходом сдернуло слой песка, земли на этом участке, и "сокровища" оказались на поверхности. Златокипящий берег дарил нам кольца и перстни, нательные кресты, серьги, наконечники стрел, множество предметов, назначение которых мы не могли определить.
Эвелина Коробова нашла первую серебряную монетку. Она была овальной формы, на одной стороне - рельефное изображение всадника с копьем, на другой - полустертые старославянские буквы.
За несколько часов упорных вдохновенных поисков мы стали обладателями целой груды "сокровищ". Среди находок - 26 монет, из них две иностранные. На некоторых отчетливо были видны имена великих русских князей и царей XVI - XVII веков: Ивана III, Ивана Грозного, Михаила Федоровича. На одной монете - сразу два имени: Дмитрий и Михаил (имена экипажа "Щельи"!). Иностранные монеты или медали были медные, тонкие, с латинскими надписями. Я нашел ржавый зазубренный нож и выкопал им колокольчик, небольшую металлическую печать, крестик, несколько рыболовных крючков, медное кольцо с непонятными знаками, часть цепочки, обломок гарпуна, наконечник стрелы, десять монет. Раскиданные по берегу неинтересные находки (гвозди и прочий металлолом, несколько сот предметов) я собрал в одну кучу, половину завернул в тряпку и погрузил на "Щелью", а то, что осталось, разложил на плоском камне, на видном месте - в подарок юным следопытам, которые, как я думал, вскоре после нас явятся сюда.
Наконец, "старатели" собрались на обед у костра. Выяснилось, что монеты нашли не все. Я выделил по одной монете из своей "серебряной казны"».

Здесь http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=50&p=1266014 выложена статья Дмитрия Буторина о переходе, напечатанная в 9-м номере журнала «Моделист-Конструктор» за 1973 год.




захотелось побрюзжать (ЖЖ и ВК), книги о Севере

Previous post Next post
Up