Не помню точно, когда именно, в 1986 или 1987 году, на Набережной имени Ленина, позднее переименованной в Набережную Северной Двины, неподалеку от здания лесотехнического института, поставили памятник Роману Куликову. Уроженец Шенкурского уезда, родившийся в 1897 году, во время Первой мировой войны Куликов служил в Ревеле, был арестован за «пораженческую» пропаганду, освобожден после Февральской революции 1917 года, затем оказался в Архангельске. В мае 1918 года он был избран секретарем Архангельского горкома РКП(б), в июне стал комиссаром штаба Беломорского военного округа. Карьера и жизнь Куликова оборвались в июле 1918 года, когда во время проверки постов на берегу Белого моря лодка, в которой он находился, попала, как позднее стали говорить, под «дружественный огонь», и Куликов был убит.
Инициатором установки памятника был Архангельский обком комсомола. «Ветры перемен» еще не задули в полную силу, и к появлению нового памятника в городе жители Архангельска отнеслись спокойно.
Слева и справа от памятника - два барельефа. На одном барельефе - Роман Куликов, к чему-то призывающий, видимо, к свержению Временного правительства.
На другом барельефе - Роман Куликов в Архангельске, что легко определяется по характерной башне Гостиного двора. Классика советской скульптуры - справа революционные солдаты и матросы, готовящиеся, как призывали большевики, превратить войну империалистическую в войну гражданскую, слева - «народные массы», с сочувствием слушающие то, что говорит Куликов. Есть только одно «но».
Роман Куликов был изображен скульптором с газетой «Искра», созданной Лениным в 1900 году. В 1903 году Ленин вышел из состава редакции, и газета оказалась в руках меньшевиков - Плеханова, Мартова, Аксельрода и других. В 1905 году, когда Куликову было 8 лет, «Искра» вообще перестала выходить.
В конце 1917 года «Искра» снова выходила, как орган меньшевиков-интернационалистов. Руководителями меньшевиков-интернационалистов были все те же Плеханов, Мартов и Аксельрод, поэтому не удивительно, что вскоре большевики «Искру» закрыли. Вполне возможно, что скульптор не знал об этом, но нет сомнения в том, что проект барельефа рассматривали комсомольские и партийные чиновник. Неужели, никто из них не засомневался, увидев в руках Романа Куликова газету «Искра», которая в 1917 году явно не могла быть ленинской? Видимо, в середине восьмидесятых годов в обкомах КПСС и ВЛКСМ не нашлось знатоков истории партии.