Здесь
https://www.youtube.com/watch?v=SUhyBnjOaLY&list=RDCMUCPvoket8Npuv2HTPhcFhuZg&start_radio=1&rv=SUhyBnjOaLY выложен фильм, которому авторы дали название «Русский Север. Архангельская область». Снят фильм в виде путевых очерков. Жанр давно известный, только раньше путешественники писали о своих впечатлениях, а сейчас многие предпочитают снимать то, что они видят. Впечатления от фильма, мягко, говоря, неоднозначные.
О путешествии по Архангельской области рассказывают двое. Первый - Александр Усольцев.
Второй - Александр Иванов. Других людей, тех же местных жителей, как в фильмах под общим названием «Ехал грека…», показанных в прошлом году по ТВ, и тоже рассказывавших о путешествии по Архангельской области, здесь нет.
Маленькие «шероховатости» начались сразу же, с первых минут фильма.
Александр Усольцев: «Мы начинаем путешествие по берегу Архангельской области…» У Архангельской области есть берег? Похоже, авторы фильма посчитали подготовку письменных текстов своих выступлений ненужным делом.
Авторы начали рассказ о своем путешествии с Северодвинска, которому уделили 14 минут, причем маршрут они показывали на старой карте, на которой Северодвинска не было, и быть не могло. Другие времена, другая эпоха. Почему не воспользовались современной картой - непонятно.
Рассказывая о Северодвинске, Александр Иванов сказал: «Мы находимся сейчас в городе Северодвинск. Северодвинск сейчас такой брутальный советский промышленный город… брутальные пятиэтажки».
Северодвинск - «брутальный город»? Я взял с полки «Современный словарь иностранных слов», изданный в СПб, в 1994 году, и прочитал «БРУТАЛИЗМ (англ. brutal) - одно из направлений в современной архитектуре, возникшее в 50-х гг. 20 в. в Великобритании и получившее распространение в ряде стран; бруталисты стремятся создать архитектуру, эстетические свойства которой определяют грубые, подчеркнуто тяжелые формы, обнаженные конструкции и системы инженерного оборудования зданий».
Похоже, авторы фильма придали слову «брутальный» какой-то новый, только им известный смысл. Но в целом не придерешься - рассказали о Ричарде Ченслере, торговле с Англией, сохранившихся монастырских церквях, которые нельзя посмотреть, т. к. они находятся на территории завода, деревянных двухэтажных дома и застройке семидесятых-восьмидесятых годов. В общем, немного истории, немного архитектуры, и ничего о жизни людей.
На пятнадцатой минуте фильма начался рассказ об Архангельске, продолжавшийся почти полчаса. Александр Иванов, говоря о памятнике Петру Первому, сказал: «Памятник не простой, памятник еще дореволюционный, там даже дата установки указана на постаменте - 1911 год».
Хорошо, сценарий фильма авторы решили не писать, на тексты своих выступлений тоже время не стали тратить, но кое-какую информацию можно было собрать заранее? На самом деле, памятник Петру Первому в Архангельске был установлен не в 1911 году, а позднее, в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны.
Снова Александр Иванов: «Вообще, памятник типовой, такие есть два в Петербурге, в Петергофе, еще в Таганроге…».
Типовыми были здания жилых домов, кинотеатров, поликлиник и т. д. Памятники, даже работы одного мастера, в данном случае - Марка Антокольского, типовыми быть не могут.
На 29-й минуте фильма показали морской-речной вокзал в Архангельске, который Александр Иванов назвал «модернистским речным вокзалом». Почему «модернистский», и почему только «речной»? Далее Александр Иванов сказал: «Отрадно, что на 500-рублевой купюре изобразили советский модернизм…». Морской-речной вокзал - советский модернизм? Хм…
Это было только начало. Александр Иванов был явно неравнодушен к слову «модернизм».
«Что еще модернистского есть в Архангельске?..».
«Предполагалось, что это будет красивый модернистский город на Севере»
«Модернизм нынче в Архангельске не в почете».
В общем, стало понятно, что Русский Север интересует авторов фильма в первую очередь с точки зрения архитектуры, потом истории, и… И всё. Судя по рассказу о Северодвинске и Архангельске, выяснять, как живется людям в больших городах, маленьких городках и селах Архангельской области, авторы фильма не собирались.
После того, как я понял это, оговорка Александра Усольцева, назвавшего проспект Чумбарова-Лучинского «проспектом Лучинского-Чумбарова», показалась мне мелочью. Людям хочется говорить о «брутальных пятиэтажках» и «советском модернизме», а я цепляюсь к такой ерунде. Стал смотреть дальше.
После Архангельска авторы отправились в Пинежский район, и на 43-й минуте начался рассказ о Крсной горке, бывшем Красногорском монастыре. Рассказ был недолгим, продолжался три минуты. Реклама перебивала рассказы и до этого, но на 47-й минуте начался монолог Александра Усольцева, сидящего за рулем, о том, какая хорошая и надежная у них машина: «Машина создана для того, чтобы выживать в России, особенно на «северах»», и т. д. «Хвалебная песнь» продолжалась пять минут.
Далее авторы уделили четыре минуты на рассказ о Пинеге, причем в основном рассказывали и снесенном в советские времена соборе, и показали Пинегу, снятую с квадрокоптера.
«Два часа от Пинеги на лодке, мы проехали села Крылово, Щеелье, Пильегоры, и мы в Ревполье».
Короткий, 1-2 минуты, рассказ о Ревполье («Деревня жилая, живут несколько пенсионеров»).
Хорошие видеосъемки с квадрокоптера, затем съемки машины (скрытая реклама).
На 58-й минуте - Кимжа. Рассказ длился три минуты.
«Входит в список самых красивых деревень России…» (Конечно, как же без этого!).
«Можно просто приехать, наслаждаться этими видами, фотографировать, медитировать вот на эту Русь настоящую, на природу, на деревенские дома…».
Вспоминается передача о селе Ворзогоры Онежского района, увиденная по ТВ в прошлом году. Девушка-москвичка, ехала с местным жителем в село, и расспрашивала его о том, как они здесь живут.
- Работы нет, - коротко ответил ей водитель, она же, как будто не услышав, продолжала расписывать ему прелести летней жизни в селе, о том, что несколько семей из Москвы купили здесь дома, и приезжают в Ворзогоры на лето.
- А вы как здесь живете? - снова спросила она водителя.
Он покосился на нее, и сказал:
- Так я ведь говорил уже - работы нет…
Люди говорили на разных языках, и в этом фильме было то же самое. «Медитировать»…
Из Кимжи авторы не поехали ни в Мезень, ни в Лешуконье, а повернули обратно.
Кулогора («...или Кулогоры, как называют ее местные») - две минуты.
Запомнился единственный «местный житель», появившийся в кадре рядом с Александром Ивановым, во время его короткого рассказа о Кулогорах - добродушная собака, которую он гладил, и его слова «фактурная деревня».
Рассказ о Голубино продолжался чуть больше минуты, и кроме рекламы парка-отеля «Голубино» там больше ничего не было.
Далее авторы ехали вдоль Пинеги, и увидели на высоком берегу несколько домов.
«Урочище Петухово… даже деревней это не называется… все это находится на горке, домики довольно аутентично выглядят, хороший пример живой деревни… хороший пример, как может существовать старая деревня с деревянными домиками, не испорченная современными материалами, но в современных реалиях».
Одна минута, и всё, едут дальше. Постучаться в дом? Поздороваться, спросить, как живут здесь люди, есть ли работа, живут ли здесь зимой? А зачем?..
Лявля - две с половиной минуты, и снова «брутальность».
«…сама брутальность, монументальность, действительно впечатляет…».
Это Александр Иванов говорит о Никольской церкви. Где он там увидел «брутальность» - непонятно. Видимо, нравится ему это слово, и он ничего не может с собой поделать.
«Можно было бы как-то эту среду интересно обыграть... Цивилизация близко, чувствуется, что Архангельск здесь недалеко... Что мы видим? Поставили какой-то забор, нет бы они поставили деревянный, чтобы это смотрелось красиво, но нет, почему-то это просто металлическая сетка…».
«Рядом церковь XVIII века. Что с ней сделали? Покрыли ее какой-то вырвиглазной, кислотной, синей металлочерепицей… Какие-то там заборы пластиковые, дома близлежащие тоже зашиваются сайдингом… Красивой картинки, которая могла бы приманивать туристов сюда, здесь уже нет, и это печально. Деньги появляются, и это во многом приносит только вред».
Как говорится, чужую беду руками разведу. Не понимает человек, что для «красивой картинки» нужны деньги, а если денег нет, то «красивую картинку» не сделать.
После Лявли - полторы минуты хвалебного описания Малых Корел. О том, что надо писать не «Карелы», а «Корелы», авторы фильма, видимо, не знают.
Последние тридцать шесть минут фильма посвящены поездке вдоль Онеги к Каргополю.
Город Онега. Три минуты. Что расскажешь об Онеге за три минуты? Ничего.
«…цельной среды, какой-то фактуры здесь уже нет… Тот же частный сектор, те же дома XIX века, почти все они здесь зашиты современными материалами, далеко не самыми лучшими… старого русского города на берегу Онеги здесь уже нет».
Далее пять минут на Подпорожье, и по две минуты на Сырью, Пиялу и Турчасово. Пару раз я собирался сплавиться по Онеге, да всё как-то не складывалось, поэтому даже такие короткие видео-зарисовки смотрел с интересом.
В конце фильма - Каргополье.
Красная Ляга - 12 минут,
Ошевенский погост - 6 минут.
Был я и в Красной Ляге, и в Ошевенском, поэтому чего-то интересного для себя не увидел.
Ну, и напоследок, на шесть минут - рассказ о Каргополе. Если кто-то о Каргополе ничего не слышал, возможно, им это будет интересно, а так… Самое главное, что, по мнению авторов, надо знать о Каргополе - «…здесь церкви монументальные, брутальные…».
Фильм продолжался один час сорок шесть минут, далее пошли титры. Сразу посмотреть весь фильм не хватил сил, через час просмотра пришлось сделать перерыв.
С одной стороны, видно, что авторам было интересно ездить по незнакомым для них местам, снимать, рассказывать о том, что они видели, но я так и не понял, зачем они сняли этот фильм. Показать родителям, друзьям, женам, подругам, дескать, вот где мы были? Да, для этого фильм годится.
Показать тем, кто уже бывал в этих местах, ездил на машине, сплавлялся на лодке, ходил пешком? Зачем? Ничего нового, кроме съемок с квадрокоптера, они этим людям не рассказали, и не показали. Эти съемки, пожалуй, единственное, что ьыло интересно смотреть.
Показать тем, кто ни разу не был в Архангельской области? Зачем? Чтобы люди туда поехали? Так ведь не факт, что поедут.
Дав своему фильму название «Русский Север. Архангельская область», авторы замахнулись на рубль, а ударили… Нет, не на копейку, но и не более, чем на полтинник, это точно. Какая же Архангельская область без Мезени, Лешуконья, Карпогор, Шенкурска, Красноборска, Соловков?
Полтора десятка рекламных вставок тоже никакого удовольствия не доставляют.
В общем, один час сорок шесть минут - вроде бы рассказ о Русском Севере, а на самом деле - рассказ ни о чем. Люди, занимающиеся такими съемками, в массе своей тщеславны, им хочется думать, что они режиссеры и операторы, а на самом деле, таких «режиссеров» и «операторов», как и «фотографов», «писателей», «журналистов» и «политологов» в ЖЖ и ВК - тысячи.