В первой части двухтомника Дмитрия Быкова «100 лекций о русской литературе ХХ века» - «Время потрясений 1900 - 1950 гг.» (Надежда Тэффи «Юмористические рассказы», 1910) прочитал:
«В чем же была принципиальная новизна аверченковской сатиры? Об этом написано очень мало. Очень многие, кстати, писали о том, что в эпоху, когда в литературе царствовала мрачность, убийства, больная эротика, когда в юмористике единственной дозволенной темой была тёща, Аверченко вдруг внёс в литературу запас своей южной, харьковской, своей прекрасной жизнерадостности. Когда я, кстати, спросил Фазиля Искандера, тоже южанина, почему российские сатирики и юмористы, начиная с Гоголя, сплошь южане, приехавшие на север, он ответил очень справедливо: «А что еще делать южанину, приехавшему оттуда, где все друг другу рады, на севере, где каждый друг друга встречает болезненной гримасой. Юмор здесь становится единственной самозащитой».
Все южане друг другу рады? Я думаю, Фазиль Искандер, разговаривая с Дмитрием Быковым, выдал желаемое за действительное. В советские и постсоветские времена бывал я и на юге России, и на юге Украины, и в Абхазии, даже в Баку побывал, и не сказал бы, что все южане там другу рады. В 2018 году ездил по районам Воронежской области и в двух городках - Острогожске и Богучаре таких «радостных» людей видел, что там не о радости надо было говорить, а скорее, о душевной патологии.