На днях в «ВК» на странице бывшего жителя Архангельска, сейчас живущего в Петербурге, увидел открытки, сделанные по его заказу, на основе рисунков Степана Писахова. Рисунки находятся в фондах московского Государственного центрального музея современной истории России, и фотографии (весьма среднего качества) выложены на сайте «Госкатолог РФ». Сканы открыток сопровождались текстом «В период интервенции С. Писахов работал в одном из архангельских изданий. Ездил в командировки на места боёв с красноармейцами, освобождавшими Север от интервентов. Опубликовано несколько его репортажей и очерков. Наконец разыскали и его рисунки, сделанные в этих командировках. …». Два рисунка вызвали у меня сомнения.
Написал комментарий «Этот рисунок был сделан Писаховым не во время командировки на места боев с красноармейцами, а позже, после окончания Гражданской войны на Севере».
Получил ответ «Все названия сделаны по записям автора на рисунках. Так что, все претензии Писахову...».
Пришлось объяснять, почему к Писахову нет претензий, и почему этот рисунок не мог быть сделан не только в период интервенции, но и позже, когда армия Северной области воевала с 6-й армией уже без помощи войск Антанты. На рисунке Писаховым написано «Блиндажи у р. Шепелихи. Место последнего сильного боя 8 февр. 1920 г.». Рисунок сделан летом, т. е. уже после восстановления Советской власти в Архангельске, когда Гражданская война на Севере России закончилась.
Подпись под второй открыткой «Ополченец. 1918». Написал, что вряд ли рисунок был сделан в 1918 году, т. к. ополчение в Северной области было создано позднее, в 1919 году.
Снова получил ответ «Все названия сделаны по записям автора на рисунках. Так что, все претензии Писахову...».
На открытке надписи не было, поэтому я написал «Если у вас есть фотография этого рисунка с датой, присмотритесь, может быть, дата написана так, что последнюю цифру можно принять и за 8, и за 9.
Получил ответ «Увы, не я разыскиваю источники, с которых мне делают открытки». То есть, хозяин открыток не сам разыскивает фотографии и сканы, тем более не проверяет, правильно ли они подписаны, и какие даты там стоят, но без тени сомнения пишет «Все претензии Писахову».
Я не удержался, и спросил: «Тогда почему вы написали "Все претензии Писахову"?. Скорее всего, претензии надо предъявлять тому, кто невнимательно рассмотрел дату на рисунке».
Хозяин открыток написал «Даже если там написан другой год, то написан он так нечётко, что прочитать можно только, как то, что прочитали. Значит, претензии написавшему - Писахову.
По моему, вы из мухи слона делаете: мы с вами не на научной конференции и не в суде.
Сделали свои уточнения и спасибо вам огромное».
Получается, по-прежнему Писахов виноват? Однако… Судя по раздражительности собеседника, продолжать разговор не имело смысла, и я стал разбираться, откуда под рисунком ополченца появилась дата «1918».
Вот откуда - с сайта «Госкаталог РФ», и оказывается, даты на рисунке вообще нет. Рисунок Писахова поступил в музей без даты, и кто-то из сотрудников музея взял дату «с потолка», не зная, что ополчения в 1918 году в Архангельске не было. Кстати, этот музей - своего рода «чемпион» по неправильным датам под фотографиями, выложенными на сайте «Госкаталог РФ».
Вчера увидел на этой же странице открытки с работами архангельского художника Бориса Копылова. Хозяин открыток написал, что дружит с художником с 1972 года. «И вот сделали для меня подборку открыток с его работ, которые издателями изопродукции не были востребованы». Я сразу обратил внимание на знакомую картину Копылова «В Соломбале». Только почему там стоит дата «1977»? В 1977 году на этом месте уже не было старых деревянных мостов через Соломбалку, и старых трамвайных вагонов нельзя было увидеть.
Самое главное - в музее изобразительных искусств, где я снимал эту картину на выставке в 2017 году, на табличке стояла другая дата, 1967 год.
Не знаю, сколько всего сейчас у человека открыток, сделанных на основе изображений, найденных в интернете (как он сам пишет, последняя полученная партия состояла из сотни открыток), и не стану удивляться, зачем он вообще этим занимается. Есть у человека желание и деньги печатать открытки по теме «Север» - пожалуйста. Почему он не сам ищет подходящие изображения для открыток - тоже его личное дело, может быть, времени у человека нет, может быть, возраст не позволяет долго сидеть перед монитором (ему около 70 лет). Видимо, по той причине, что не сам всем этим занимается, иногда и цвета не соответствуют оригиналу. Это хорошо видно на примере картины Бориса Копылова «В Соломбале», т. к. на открытке слишком много зелени. Но обвинять Степана Григорьевича Писахова в ошибках, сделанных теми, кто искал изображения, а потом на основе их печатал открытки, не надо.