Только что вернулся из театра Станиславского, где посмотрел "Шесть персонажей в поисках автора" режиссера Валерия Беляковича. Смешанные чувства. Вопросов больше, чем ответов.
А почему Пиранделло почти столетней давности? Итальянского писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе 1934 года, Луиджи Пиранделло у нас в стране знают мало. Вернее, ограниченный круг. Точнее, многие его смотрели, но далеко не все из смотревших знают, что это он. Почему-то этого сицилийца у нас знают как грузина, написавшего сценарий короткометражки, сделавшей в 1970-м году одну из республиканских студий бывшего СССР - "Грузия-фильм"- знаменитой на всю страну. Речь идет о короткометражке "Кувшин". Эта история о человеке, который случайно залез в большой винный кувшин, не смог оттуда выбраться и просидел там три дня, на самом деле случилась не в Грузии, а на Сицилии.
"Шесть персонажей" - это скорее манифест и самопиар основавшегося тогда в Риме сицилийца и уже известного и раскрученного драматурга. В родном тексте спектакля Директор "театра в театре" откровенно гонит "джинсу", когда нарочито восклицает: «...что вы от меня хотите, если Франция давно уже перестала поставлять нам хорошие комедии и мы вынуждены ставить комедии этого Пиранделло, которого понять - нужно пуд соли съесть и который, словно нарочно, делает все, чтобы и актеры, и критики, и зритель плевались?»
Для Валерия Беляковича, который в ореоле скандала перебрался с Юго-Запада на Тверскую, эта первая постановка в театре Станиславского тоже была программным спектаклем, манифестом и самоутверждением режиссёра.
А почему при постановке сугубо итальянского "театра в театре" - спектакля Пиранделло в спектакле Пиранделло - на Тверской ввели в игру и шотландца Макбета? Типа, а не замахнуться ли нам, братцы, на Уильяма нашего Шекспира?
Получилось красиво, конечно. Три ведьмы, которых задом наперёд играют полуобнаженные атлеты с дивной пластикой и белыми масками на затылке. 12 шотландских воинов в стальных кольчугах и килтах цвета хакки носятся по сцене, поднимая ветер и производя неизгладимое впечатление на зрителей. И зрительниц. Ведь в ветренную погоду шотландская армия выглядит ещё более устрашающе:)
Красиво, много движухи, ритмично и шумно. Прикольный флеш-моб, чтобы уже на поклонах позравить с юбилеем Юрия Дуванова, которому исполнилось в этот день 60 лет. Юрий Дуванов, старожил театра Станиславского, играл в этом спектакле опытного, уверенного в себе режиссера на костюмном прогоне "Макбета", а потом растерянного и офигевшего от бардака режиссера, когда в его отлаженный театральный коллектив (а костюмный прогон - это уже готовый спектакль) ворвался обезглавленный театр Пирандело из шести актеров - бардак без руля и ветрил . Надо полагать, что таким образом Валерий Романович интеллигентно пожаловался нам на ситуацию, с которой столкнулся, став худруком сразу в двух театрах.
Пошёл спать. Завтра докуём :)
Фото: Михаил Гутерман