Некоторые сентиментальные истории переходят на театральные подмостки прямо с «женских» книжных полок. Это произошло, например, с романом букеровского лауреата Елены Чижовой «Время женщин», который поставил «Современник». Несмотря на обилие суровых бытовых подробностей коммунальной квартиры 50-х годов эта пьеса более похожа на городскую сказку о Золушке - немой сиротке, заботу о которой взяли на себя сразу три старых беспомощных феи. Сказка получилась грустная, но со счастливым концом, что вполне устраивает зрительниц, заставших суровый советский быт лично или знакомых с ним понаслышке.
Зато спектакль «Развод по-женски» в театре Маяковского полон «не нашей жизнью» и словно развивает тему телесериала «Секс в большом городе». Действие происходит в Нью-Йорке, но вместо телевизионных четырех здесь пять американок, каждая из которых ищет свое женское счастье. Помимо главных героинь на сцену выходит ещё дюжина действующих лиц, причем все они - женщины! И все они любят, бросают, интригуют и борются за своих мужчин, которые присутствуют в их жизни, но не появляются на сцене.
Но было бы не правильно сказать, что отсутствие мужских персонажей на сцене - главный признак «женского» спектакля. В одном из главных хитов «женского» репертуара играет шесть актеров. Это - Ladies Night, или «Только для женщин», идущий на сцене Театра Моссовета. Шестеро безработных металлургов решаются переквалифицироваться в стриптизеров и организовать собственное дело. Далеко не каждая женщина отважится пойти в ночной клуб на эротическое мужское шоу, а вот в театр - другое дело. Тем более, когда стриптизёров исполняют звезды кино и телеэкранов - Гоша Куценко, Марат Башаров, Михаил Полицеймако, Вячеслав Разбегаев, Виктор Вержбицкий. В спектакле заняты два звездных состава и каждый раз он меняется - из-за кулис выходят те актеры, кто не занят в этот вечер на съемках. Но главная интрига всегда сохраняется до окончания спектакля - зрительницы вознаграждены, увидев звездное стриптиз-шоу, на которое невозможно попасть ни в одном ночном клубе.
Спектакль успешно идет в Москве уже десять лет. Успех спектакля по пьесе "Ladies` Night" побил рекорды посещаемости не только в Москве, но и в Париже, Лондоне, Милане, Мельбруне. В 2001 году "Ladies` Night" получила высшую театральную премию Франции "Мольер" как лучшая комедия, сюжет пьесы был использован в сценарии английского фильма, получившего в 1997 году "Оскар" как лучший иностранный фильм года. Проект представляет Продюсерская компания "Независимый театральный проект", которая на нескольких театральных площадках Москвы (Театриум на Серпуховке, например) ставит ещё три пьесы женского жанра.
Сюжет пьесы "Девочки из календаря" основан на реальной истории из английской глубинки - несколько отчаянных домохозяек постбальзаковского возраста безрезультатно пытаются собрать средства для нового диванчика в онкологической клинике, где их подруга проводит ночи напролет у постели умирающего супруга. Успех приходит к ним лишь тогда, когда, презрев пуританские запреты, они снимаются обнаженными для календаря. Женщины собрали 2 миллиона фунтов, построили новую клинику, а сами стали национальными героинями Великобритании, доказав себе, что в жизни всегда есть место для подвига ради благородного дела. Сюжет спектакля лег в основу успешного фильма со звездами британского кино, побив рекорды кинопроката в Великобритании и США. Но экранизация не уменьшает интереса к перечисленным пьесам - у театра есть своя, особая магия.
Спектакль «Госпиталь "Мулен Руж" также был поставлен «Независимым проектом» вскоре после его триумфа на парижской сцене, где победил в трех номинациях на французский театральный "Оскар" - премию "Мольер". В России спектакль о сестрах милосердия из французского госпиталя времен первой мировой войны получил не меньший успех у зрительниц. Жестокая мясорубка войны на несколько часов замедляет свой ход накануне Рождества и медсёстры получают короткую передышку, чтобы собраться с силами после тяжелых испытаний и даже устроить праздник для раненых, исполнив зажигательный канкан. Этот спектакль - о мужестве женщин, сохраняющих надежду и веру в человека, остающихся женщинами при любых обстоятельствах.
«Вы не по адресу» - женская комедия положений французского комедиографа Марка Камолетти. Он написал не менее дюжины комедий, из которых в России половина поставлена на сцене (и даже экранизирована). Но именно «Вы не по адресу» можно назвать женской, поскольку большинство сюжетов комедий положений использует женщин как приз для любвеобильного хитреца («Слишком женатый таксист», например, крутит роман с двумя, но это не предел исполнения мужской мечты). Здесь же женщины сами правят балом с участием Пьера Ришара, Жана-Поля Бельмондо, Луи де Фюнеса и Жерара Депардьё.
Спектакль "Госпиталь Мулен Руж": Вот твой раненый сын. Вот пила. Режь ему ногу!
Написано для газеты
"Вестимо"