"Белые одежды" Дудинцева - одна из самых моих любимых книг. Если сказать пафоснее - один из моих учебников жизни. У меня их не более десятка наберется, какие я бы мог отнести к этой категории.
И размышляя сейчас обо всей этой непростой истории с Дуровым, я первым делом этот учебник открою:
"У нас говорят об относительности добра и зла. Мол, в одном месте это считается злом, а в другом - добром. Вчера - зло, сегодня - добро. Энциклопедия, словари, учебники - все так. Но это все далеко, далеко не так. Нельзя говорить «вчера», «сегодня», если о зле или добре. Что провозглашалось вчера как добро, могло быть замаскированным злом. А сегодня с него сорвали маску. Так что и вчера и сегодня это было одно и то же. Всем видное вчера зло может перейти в наши времена и остаться тем же злом, но наденет хорошенькую масочку и будет причинять страдания. ... А дурачки будут думать, что перед ними сплошная справедливость, чистейшее добро. Практика жизни установила, Антонина Прокофьевна, точно установила, что зло и вчера и сегодня было и будет одно и то же. Нечего запутывать дело! И вчера и сегодня оно выступало в виде умысла, направленного против другого человека, чтоб причинить ему страдание. Практика жизни с самых первых шагов человека во всех делах ищет прежде всего цель делающего. Я бы сказал, первоцель. Она смотрит: кто получает от поступка удовольствие, а кто от того же дела страдает. С самого начала начал - три тысячи лет назад в самых первых законах был уже записан злой умысел. Злой! Он уже был замечен человеком и отделен от неосторожности, в которой злого умысла нет. И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность, как говорит Вонлярлярский.
- Я не согласна, Федя. Раб восстает против эксплуататора и убивает его. Он причиняет страдание, а прав!
- Нет, Антонина Прокофьевна. Он освобождается от своего страдания, причиненного ему злым умыслом рабовладельца. У Гоголя есть атаман Мосий Шило. Когда турки захватили его вместе с казаками в рабство, он прикинулся верным слугой паши и настолько, что свои возненавидели его. А когда вошел в полное доверие, отпер замки на цепях прикованных к галере казаков и дал им сабли, чтоб рубили врага. Все, что делал Мосий Шило, имеет знак плюс. Потому что этому предшествовало страдание, причиненное казакам, которых турки захватили в рабство и морили голодом. Так что раб прав, Антонина Прокофьевна! Эти отношения можно даже математически выразить. Если переносишь член уравнения с правой стороны на левую, он меняет знак. Что было здесь минусом, там - плюс!"
Это я все к чему?
К тому, что во- первых, я либерал. То есть я за максимум свобод для личности, за минимальный допуск государства в личную жизнь, вообще за минимизацию роли государства в жизни людей.
И конечно же я никак не могу одобрить арест хозяина мессенджера за то, что он не предоставил спецслужбам возможность читать личную переписку людей в его мессенджере.
Но при одном условии.
При условии, что этот самый хозяин мессенджера в этом отказал всем спецслужбам мира.
А вот как раз в этом я не совсем уверен. И вот почему.
В ЗСУ Телеграмм был запрещен для использования в военных целях с первых дней войны. Были надежды на специально разработанные чаты, но как всегда оказалось, что чаты эти - нежизнеспособное дерьмо, на котором чинуши из минобороны распилили деньги и никто ими не пользуется.
И таким мессенджером для нас стал Сигнал (реже Вотсап).
Вайбер даже запрещать не пришлось, поскольку ничего кошмарнее этого плода инцеста спецслужб РФ и Беларуси и представить себе невозможно. Но вот Телеграмм пришлось запрещать. А поскольку "Украина - не Россия" и народ у нас никогда не спешит всерьез воспринимать всякие там запреты, то была проведена огромная работа по разъяснению.
Для людей, не привыкших к долгим раздумьям, пояснили что Дуров - гражданин России, с мутным бекграундом отношений со спецслужбами и мутной историей продажи Вконтакта фсб-шникам, и еще более мутной историей с неудавшейся блокировкой ТГ в России и "победой Дурова над ФСБ".
Для совсем уже критично настроенных пояснили на ином уровне - ТГ хранит всю информацию на серверах. Вы в любой момент можете восстановить не только все свои переписки, но и все файлы, которые пересылали на любом новом устройстве, на которое установите ТГ. И всякие там "удаления" - разговоры в пользу бедных (никакой гарантии что оно удаляется с сервера у вас нет).
А это безусловно небезопасно, если речь идет о секретной военной информации. И потому запрет ТГ для военных в ЗСУ был сужен до запрета использования в военных целях.
Нет! Никогда, нигде, никто в ЗСУ не использовал ТГ для групп взаимодействия в боевой работе! Это я вам стопроцентно гарантирую.
У Сигнала хозяева тоже не украинские. И несмотря на то, что видимых механизмов сохранения информации абонентов там не просматривается (ты не сможешь восстановить старую переписку на новом устройстве а тем более файлы), но само по себе это конечно нихрена не гарантирует. Однако, если на войне ты не можешь защитить информацию от попадания в чужие руки, то хотя бы защити ее от попадания в руки врага. И в этом плане Сигнал и Востап для нас были приемлемы.
А с Телеграмом нам было не до конца понятно.
От того и было принято такое решение. Правильно решение.
Но вот сразу после ареста Дурова я внезапно узнаю совершенно невероятные вещи.
Оказывается в армии РФ вся боевая работа построена на использовании Телеграмм.
Это как???
Они ж все таки не полные дебилы. И тот же самый путь логических рассуждений, который я описал выше, они тоже прокручивали.
И значит они из всех мессенджеров выбрали именно тот, хозяина которой сочли "своим".
И я, уж простите, не поверю, в то, что это делалось вопреки верхнему командованию.
Я знаю что такое "Боевой приказ" и знаю, что подобные вещи прямо и категорически в нем указываются. И вести корректирвоку огня в телеграмме, когда в боевом приказе указано "Вайбер" - нарушение боевого приказа. Трибунал. По законам военного времени.
Так не бывает.
И выходит что все военное командование РФ имело какие то основания доверять господину Дурову.
С хрена бы.....
Я пока не знаю.
Я подожду, чего там нароет следствие. А до тех пор я не буду спешить возвышать свой голос в защиту свободы и неприкосновенности частной переписки в приложении к конкретному гражданину, которому почему то так доверилась страна, которая давно растоптала все свободы и неприкосновенности.
И если (повторюсь - "если") выяснится, что Телеграмм был наглухо закрыт от всех кроме спецслужб РФ, то я лично буду аплодировать пожизненному заключению для того, кто это затеял и кто в этом участвовал.
И это не помешает мне во всех остальных случаях оставаться искренним сторонником неприкосновенности частной переписки, свободы слова, жестким ограничениям права государства лезть в личное общение граждан.
Потому что "при переносе на другую сторону уравнения каждый член меняет знак".