Интересная история вырисовывается: оказывается, не все либеральные СМИ одинаково Госдепом помазаны. Есть среди них более приближенные к «кормушке», и есть те, кому достаются крохи от всей совокупности американского финансирования, выделенного на ведение антироссийской пропаганды. И за эти деньги, кажется, идет ожесточенная борьба со всеми атрибутами травли, сплетения в клубки по интересам, предательствами и сменой хозяев. По крайней мере, истинно детективная история развернулась вокруг давно и широко известного либерального издания «Новая газета».
Все началось еще в декабре 2019 года, когда на рынке либеральных СМИ прозвучал первый звоночек. Камень в огород «Новой» кинул «Проект» Романа Баданина, заявив, что издание переметнулось на сторону идеологического противника - провластных структур. Понятно, что работу за идею никто из либералов в принципе не понимает. Вот и баданинский «франкенштейн» безапелляционно утверждал, будто главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов якобы продался политтехнологам Кремля. И произошло все, дескать, еще на рубеже 2014-2015 годов, когда один из совладельцев СМИ банкир Александр Лебедев
прекратил ежемесячные вливания.
Якобы, спасая издание, Дмитрий Муратов нашел новые источники финансирования своего убыточного СМИ. Поддержку согласился оказывать миллиардер, владелец компании Yota и одновременно политтехнолог кремлевских функционеров Сергей Адоньев. «Проект» утверждал, что на переговорах присутствовал и «шеф» Адоньева Сергей Чемезов. Тогда показалось, что это провластные структуры заигрывают с либералами, получив «добро» от Кремля. Однако сейчас все стало ясно - это «Новая газета» продалась патриотам.
Нападки «Проекта» на коллег по цеху, по заведенному в издании обычаю, не были подкреплены ни фактами, ни документами, что потрясло всех причастных к рынку либеральной прессы. Даже такая «звезда» оппозиционной среды, как журналист-эмигрант, ныне живущий в Чехии, Александр Морозов публично удивился такому демаршу со своей страницы в соцсети.
Спустя месяц, «Проект» посвятил еще один вброс «шефу» владельца «Йоты», чтобы поднять было утихшую муть вокруг «Новой газеты» и патронажа со стороны правительства. На этот раз издание Муратова обвинили в том, что именно из-за денег Кремля редакция предпочитает молчать о недвижимости семьи руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова, и что решение принято под давлением упомянутого политтехнолога Адоньева. Иначе говоря, издание Романа Баданина целенаправленно, по всем «законам жанра» пытается вытолкнуть «Новую» из когорты помазанников Госдепа. Его утку подхватили и понесли подконтрольные опальному олигарху Ходорковскому СМИ.
Чтобы понять, что вообще происходит, и кто заинтересован в сливе «Новой газеты», стоит обратиться к самому возмутителю спокойствия - изданию Романа Баданина «Проект».
Роман Баданин - выпускник специальной программы Стэнфордского университета США для журналистов. Основная цель курса - научить иностранных «акул пера» правильно освещать действия властей в тех странах, с режимом которых «не согласны» в Вашингтоне. По окончании обучения курсант демонстрирует кураторам курса что-то вроде «дипломной работы», создав собственный проект. Стартап потом безвозмездно достается выпускнику. Обучение и стипендия также оплачиваются полностью за счет американского бюджета. Вот так бывший главред «Дождя», РБК и еще ряда либеральных помоек Роман Баданин получил собственное американское издание, нацеленное на российскую аудиторию.
Первопроходцем в Стэнфорде была Елизавета Осетинская, также занимавшая посты главных редакторов в ряде либеральных изданий, включая РБК. После того, как ей удалось критически снизить выручку и количество подписчиков своей редакционной политикой и коррупционными схемами личного обогащения, Осетинская некоторое время тусила по европейским журналистским тренингам и, наконец, стала стипендиатом Стэнфордского курса для иностранных журналистов. К выпуску в 2017 году она запустила издание The Bell за госдеповский счет и по сей день изрыгает на его электронные страницы густой антироссийский бред.
Собственно, Баданин подался в Штаты именно с легкой руки Осетинской, к тому времени переданной вместе с ее «Колоколом» прямо под крылышко кровавого олигарха Михаила Ходорковского. Там же в 2018-м оказался и Роман Баданин.
После бегства за границу предприимчивый вор и убийца Ходорковский осел в Лондоне и укрепил связи с американскими спецслужбами. Он быстренько оценил масштабы финансирования антироссийской прессы правительством Соединенных Штатов и суммы, закладываемые в бюджет страны на эти цели. А почему бы не получать все эти деньги самому, задумался олигарх. И стал подбирать перспективных, с его точки зрения, кандидатов для направления на очередной курс для иностранных журналистов в Стэнфорд.
Выбор пал на экс-сотрудника «Новой газеты» Романа Анина. Надо сказать, что это весьма непростой писака - Анин трудился некогда в отделе расследований «Новой» и неоднократно выполнял разные заказы Ходорковского. Новому курсанту Стэнфорда предстоит сделать очередное издание для создания и тиражирования антироссийской повестки, а у Ходорковского появится еще один подконтрольный владелец «СМИ с американской пропиской».
Почему конкретно Роман Анин удостоился такой «чести»? Во-первых, разумеется, из-за сферы интересов. Именно из-под «пера» Анина вышли такие скандальные и лживые материалы «Новой» о сбитом в небе над Донбассом малазийском боинге МН17, об «Акте Магнитского» и фейки по «делу Скрипалей». В пору своей работы интервьюером юный Рома потребовал ввести «черный список» в связи с делом Магнитского, за что был замечен и награжден премией Найтов (Knight International Journalism Award) от
Международного центра для журналистов (ICFJ).
Так начинающий журналист понял, что гораздо больше платят не за журналистику, а за обливание грязью родной страны. Вот почему он плотно
занялся «расследованиями», строча пасквили против России вообще и ее крупных чиновников. Кроме того, он систематически публиковал оправдания для Уильяма
Браудера - международного мошенника, обокравшего РФ на 3,3 млрд рублей неуплаченных налогов, и личного куратора Михаила Ходорковского.
Подобная деятельность принесла Анину западную премию имени Сахарова «За журналистику как поступок» в 2012 году, премию имени Сергея Магнитского он забирал уже в Лондоне в 2015 году вместе с директором OCCRP Полом Раду. А в 2017-м Анину вручили Пулитцеровскую премию за «объяснительную журналистику» в связи с утечкой, названной «Панамским сливом».
Не исключено, что немалую роль при выборе Михаилом Ходорковским новой кандидатуры для получения стипендии в Стэнфорде стала именно работа Анина в «Новой газете».
В те времена, когда бывший владелец ЮКОСа еще не получил срок, в этом издании его разносили по полной программе. Ходорковский даже судился с «Новой газетой», называвшей его не иначе как пират, нефтяной барон, человек, совершивший идеальное преступление и щедро награждавшей его иными подобными эпитетами. В 2003-м Ходорковский, наконец, в судебном порядке был признан
мошенником и уклонистом от уплаты налогов, а затем были получены доказательства его причастности дела по
11 эпизодам убийств. И с этого момента «Новая» кардинально меняет риторику, называя опального олигарха уже «узником совести» и «политзаключенным».
Не исключено, что Ходорковский так и не смог простить «Новой газете» тех нелестных эпитетов, и потому, задумав получить все американское финансирование антироссийских СМИ в свое полное распоряжение, он решил вытеснить с медиарынка именно ее. Как бы там ни было, а в 2018 году Роман Анин, наконец, получает вожделенное приглашение
поступить в Стэнфорд и создать собственный проект для вещания на российскую аудиторию.
Напомним, что именно во время стажировки в Стэнфорде у первой российской выпускницы Елизаветы Осетинской родилась идея создания медийного русскоязычного стартапа The Bell, задача которого - дискредитация ведущих российских компаний для лоббирования интересов Запада. Деньги на раскрутку, порядка 600 тыс. долларов, дали сразу несколько инвесторов: Калифорнийский университет, Европейский фонд за демократию/European Endowment for Democracy (EED), Борис Зимин (друг Ходорковского и сын основателя «Билайна» Дмитрия Зимина).
Следующим стипендиатом из России стал Роман Баданин, 2018 год, коллега Осетинской по РБК. Именно в Стэнфорде ему пришла идея открыть «независимое расследовательское СМИ», получившее название «Проект». Материалы «Проекта» направлены на слом и хаотизацию государственной системы России.
Показательно, что оба издания The Bell и «Проект» зарегистрированы в одном и том же штате - Делавэр (баданинский ресурс финансируется через прокладку Project Media, издание Осетинской через фонд Polestar Digital Ventures), а домены изданий - thebell.io и proekt.media - зарегистрированы в Панаме. Видимо, американские заказчики располагают одной методичкой по созданию «независимых СМИ» с прописанными схемами регистрации в конкретных налоговых органах и прочих ведомствах. Так проще контролировать.
Близится новый выпуск, а значит, вместе с The Bell Осетинской и «Проектом» Баданина
в штате Дэлавер (США) вскоре будет зарегистрировано еще одно русофобское СМИ, любовно выпестованное Романом Аниным. Ставленник Ходорковского получит вводные от беглого олигарха и будет получать опилки от подачек американского правительства за очернение Родины.