Рекомендации Набокова: какие книги читать, а какие - нет

May 11, 2017 12:02



Набоков не только хвалил понравившихся авторов, но и не стеснялся резко критиковать писателей, невзирая на их мировую известность и общее признание. Поэтому новая подборка  состоит из двух частей: книги, которые автор «Лолиты» ценил высоко, и книги, о которых отзывался довольно жёстко.


Поклонники творчества Набокова составили список его отзывов о разных писателях по материалам сборника «Сильное мнение». О некоторых он говорил с большим воодушевлением, к некоторым испытывал равнодушие и даже отвращение. Лайфхакер выбрал из этого списка книги, которые сильно зацепили Набокова - и в хорошем, и в плохом смысле.
10 книг, которые нравились Набокову

1. «Моллой», Сэмюэл Беккет

Своими любимыми произведениями Беккета Набоков в разное время называл романы «Моллой», «Мэлон умирает» и «Неназываемый». Сам же писатель получил весьма сомнительный комплимент: Набоков назвал Беккета «автором очаровательных романов и никудышных пьес».

2. «Петербург», Андрей Белый

Набоков ценил Белого за «выдающееся воображение». А его главную работу называл третьим по значимости романом всего XX века.

3. «Пригородный муж», Джон Чивер

Чивер писал рассказы о среднем классе американцев, через которые показывал образ жизни целой страны, и заслужил от Набокова похвалу за «убедительную последовательность». Самого Чивера тот считал одним из «особенно любимых» писателей.

4. «Улисс», Джеймс Джойс

Джойс - любимый писатель Набокова в возрасте с 20 до 40 лет. Считал его настоящим гением. Когда кто-нибудь сравнивал его выразительные средства с джойсовскими, Набоков всегда скромно признавал, что его английский, по сравнению с чемпионской игрой Джойса, - это детская игра: «„Улисс“ - божественное произведение искусства. Величайший шедевр прозы XX века. Возвышается над всеми остальными работами Джойса. Выдающаяся оригинальность, неповторимая ясность мысли и стиля».

5. «Превращение», Франц Кафка

В личном рейтинге Набокова эта сюрреалистичная философская повесть занимает почётное второе место среди великих шедевров XX века.

6. «Анна Каренина», Лев Толстой

Набоков называл Толстого гением, хотя и замечал, что никто не относится к его деятельному морализму всерьёз. Хвалил «Анну Каренину» за «несравненную прозаическую артистичность» и считал её главным шедевром XIX века. Также среди работ Толстого выделял «Смерть Ивана Ильича». А вот «Войну и мир», наоборот, не любил и считал чересчур затянутым произведением, написанным для молодёжи в воспитательных целях.

7. «Вокруг света за 80 дней», Жюль Верн

Писатель, которого, по мнению Набокова, стоит читать в юности. История эксцентричного лондонского изобретателя Филеаса Фогга, который заключил пари и отправился в кругосветку, была его любимой книгой с 10 до 15 лет. Но не дольше.

8. «Война миров», Герберт Уэллс

Ещё один автор, которого Набоков любил в детстве и юности. Но даже в зрелом возрасте он всегда тепло отзывался об Уэллсе, называя его «писателем, к которому я испытываю глубочайшее восхищение». Книги «Страстная дружба», «Анна-Вероника» и «Машина времени» считал лучшими по сравнению с тем, что современники Уэллса могли написать. А романы «Человек-невидимка», «Война миров» и «Первые люди на Луне» удостоились оценки «особенно хороши».

9. «Хвала тьме», Хорхе Луис Борхес

Набоков написал о Борхесе: «Как свободно дышится в его непостижимых лабиринтах! Ясность мысли, чистота поэзии. Человек бесконечного таланта». Лучше и не скажешь.

10. «В поисках утраченного времени», Марсель Пруст

Набоков считал этот роман Пруста четвёртым по значимости шедевром XX века. Правда, с оговоркой: только его первую половину.

10 книг, которые Набоков терпеть не мог

1. «Двенадцать», Александр Блок

Набоков очень тепло отзывался о лирике Блока, а в юности считал его своим любимейшим поэтом, но в то же время отмечал слабость его длинных произведений. А поэма «Двенадцать» вообще получила разгромную рецензию: «Кошмар. Застенчиво выдержанная в фальшивом „примитивном“ тоне в начале и с картонным розовым Иисусом, приклеенным в конце».

2. «Дон Кихот», Мигель де Сервантес

Книга Сервантеса, судя по всему, не очень-то нравилась Набокову. Хотя он прочитал о ней целый курс лекций гарвардским студентам, где разобрал всё произведение буквально по главам - впрочем, то и дело снабжая свой рассказ колкими замечаниями. Резюме роману Набоков дал однозначное: «жестокая и грубая старая книга».

3. «Преступление и наказание», Фёдор Достоевский

Набоков не просто не любил Достоевского, но и наградил того горой нелестных эпитетов: «любитель дешёвых сенсаций», «вульгарный», «топорный», «дешёвый журналист», «небрежный комедиант». И если «Братья Карамазовы» заслужили скромной оценки «сильно не люблю», то «Преступлению и наказанию» досталось больше: «ужасная тягомотина».

4. «По ком звонит колокол», Эрнест Хемингуэй

По его собственному признанию, Набоков терпеть не мог этот роман Хемингуэя. Да и самого писателя ценил не сказать чтобы очень высоко: «Писатель книг для мальчиков. Конечно, лучше Конрада. Хотя бы обладает собственным голосом. Но не написал ничего такого, что хотел бы написать я сам. По менталитету и эмоциональности - безнадёжно незрелый». Хотя в то же время Набоков считал его рассказ «Убийцы» и повесть «Старик и море» восхитительными.

5. «Смерть в Венеции», Томас Манн

Набоков определил Манна во «второсортных, эфемерных и раздутых писателей». Его искренне возмущало, что «Смерть в Венеции» кто-то может называть шедевром: Набоков считал это «абсурдным заблуждением».

6. «Доктор Живаго», Борис Пастернак

Прекрасный поэт и плохой писатель - такую характеристику получил Пастернак. К роману «Доктор Живаго» Набоков питал отвращение, считая его излишне мелодраматичным и мерзко написанным: «пробольшевистский, исторически лживый, с неуклюжими тривиальными сценами и банальными совпадениями».

7. «Вечера на хуторе близ Диканьки», Николай Гоголь

Отношение Набокова к Гоголю неоднозначно и противоречиво: «Всерьёз его мистические нравоучения никто не воспринимает. В худших работах, в этой его украинской ерунде, он - ничтожный, в лучших - бесподобный и неповторимый». Но ранним произведениям Гоголя он даёт вполне однозначную оценку: «Когда я хочу, чтобы мне приснился настоящий кошмар, я представляю себе Гоголя, строчащего на малороссийском том за томом „Диканьки“ и „Миргорода“: о призраках, которые бродят по берегу Днепра, водевильных евреях и лихих казаках».

8. «Посторонний», Альбер Камю

Экзистенциалисты Набокова не особо привлекали. Но несмотря на то, что он называл Камю «пустым местом, которое ничего для меня не значит», сама формулировка заставляет в этом сомневаться. Набоков не раз говорил, что не любит творчество Камю, и выдал ему такую же характеристику, как и Манну: «Второсортный, эфемерный, раздутый. Ужасно».

9. «Тошнота», Жан Поль Сартр

Отзыв о Сартре многообещающий: «Даже ужаснее, чем Камю». «Тошнота» особенно не понравилась за «с виду напряжённый, а в действительности очень слабый стиль письма».

10. «Американская трагедия», Теодор Драйзер

«Не нравится. Устрашающая посредственность», - такими словами Набоков описал творчество классика американской литературы.

это интересно

Previous post Next post
Up