Анализируя тенденции развития символики кадетских корпусов, можно сделать следующие выводы.
В качестве примеров формирования различных видов символики нами использован опыт таких кадетских корпусов, как: Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, Пажеский кадетский корпус, Первый императрицы Анны Иоанновны кадетский корпус, Первый Сибирский императора Александра I кадетский корпус, Николаевский кадетский корпус, Первый Московский императрицы Екатерины II кадетский корпус, Михайловский Воронежский кадетский корпус, Сухопутный Шляхетный кадетский корпус, Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус.
В кадетский корпусах символика была представлена такими видами как военная форма одежды, знамя, жетон, нагрудный знак, герб, девиз, ритуалы и некоторыми другими.
Использование элементов символики кадетский корпусов в форме одежды и знаменах определяло принадлежность кадет к воинской службе вообще, выявляло особенности данного воинского подразделения. Военная форма определяла особенности внутреннего порядка и деления кадет по курсам обучения, несла существенную смысловую нагрузку и способствовала преемственности в военном воспитании и обучении.
Значение нагрудных знаков и жетонов в том, что они определяли традиции разных военных учебных заведений, служили элементами отличия воспитанников различных кадетских корпусов.
Воспитательное значение формы и символики возрастало при их использовании в воинских ритуалах, которые, в свою очередь, можно рассматривать как отдельный вид символики военно-учебных заведений.
В процессе развития символики кадетских корпусов можно выделить ряд основных идей, отраженных во всех перечисленных видах символов.
Многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в данную эпоху. Например, Первый кадетский корпус носил имя императрицы Анны Иоанновны, с которой связано начало истории кадетских корпусов России; Михайловский Воронежский кадетский корпус назван в честь великого князя Михаила Павловича и т.д.
Идея государственности выражалась в использовании символов государства при разработке символики отдельных кадетских корпусов (например, герба России; императорской короны; щита, увенчанного шапкой Мономаха; императорских вензелей и др.).
Идея императорской власти выражалась в использовании таких элементов, как двуглавый орел, шапка Мономаха, Александровская лента и др.
Символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России (например, два черных соболя в изображении знака 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса).
Идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики. Так, при исполнении Знака первого Сибирского императора Александра I использовалась Александровская лента.
Через всю символику кадетских корпусов проходит идея православия, отраженная в изображениях православных символов и в использовании таких изречений, как: «С нами Бог», «Бойся Бога».
Идея преемственности прослеживается: - в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения (например, в военной форме одежды для отличия младших и старших курсов кадет); - в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений.
Анализируя виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» символики:
- соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил;
- соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений;
- эстетичность в исполнении символики;
- соблюдение удобства в использовании видов символики (например, гигиеничность форменной одежды и др.).
Анализируя источники, педагогическую литературу и периодическую печать можно говорить о том, что в начале 90-х годов XX в. начался процесс возрождения кадетских корпусов в России, который получил дальнейшее развитие по настоящее время.
Условно создание кадетских учреждений в России, можно разделить на три этапа. Первый этап 1990-1997 года, по мнению Е.И. Казаковой, можно охарактеризовать как стихийный. На базе общеобразовательных учреждений (школ, школ-интернтов) образовались «кадетские корпуса»: Сибирский (г. Новосибирск); Донской казачий императора Александра III (г. Новочеркасск); Михайловский (г. Воронеж) и др. Вслед за первым государственным учреждением этого типа Ракетно-артиллерийским кадетским корпусом на государственной основе открылись Военно-космический Петра Великого, Морской и Пограничный кадетские корпуса в Санкт-Петербурге и Крондштате.