Воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов (Часть 3).

Dec 16, 2011 16:10



Особое место в символике занимают знамена кадетских корпусов. Знамя с древних времен стало святыней - символом воинского формирования (организации) и его чести. Оно состоит из двухстороннего полотнища определенного цвета или цветов, укрепленного на древке с металлическим наконечником-навершием, с надписями, эмблемами и украшениями. Не составляли исключения и знамена кадетских корпусов.


В наши дни в военно-исторических музеях хранятся ряд знамен кадетских корпусов. По мнению В.М. Крылова, особую ценность представляет знамя Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса - один из наиболее ранних образцов. Первые знамена этому корпусу были пожалованы императрицей Анной Иоанновной1732 г.: одно - белое - для первой роты, два цветных и штандарт - в конную роту. В центре полотнища каждого знамени изображался двуглавый орел с гербом корпуса на груди, по углам были наугольники с вензелем императрицы Анны Иоанновны.
Повелением императора Николая I должно было иметь на знаменах всех кадетских корпусов большой красный крест.


Ярким примером может служить юбилейное знамя Второго кадетского корпуса образца 1857 г. Знамя было вручено корпусу в связи с его 100-летним юбилеем. Двойное полотнище знамени сшито из голубых шелковых клиньев, образующих крест, между сторонами которого размещены угловые вставки черного и белого шелка с оранжевыми полосами по швам. В центре полотнища оранжевый круг с изображением герба России. Круг обрамлен золотистым лавровым венком, верх его венчает императорская корона. Внизу под орлом изображена синяя лента с датами, нанесенными золотистой краской: 1762-1862. По углам полотнища в лавровых венках размещены золоченые вензеля Александра II. Древко знамени черное с медным позолоченным навершием в виде двуглавого орла, опирающегося на шар.
Последним знаменем, которое получил Второй кадетский корпус, было юбилейное знамя образца 1900 г., врученное ему в 1912 г. в связи с 200-летним юбилеем. Его полотнище из белого шелка двойное цельнотканое 110х120 см. На лицевой стороне в центре вытканы изображение образа Спаса Нерукотворного и надпись: «С нами Бог». Края полотнища обрамлены прямоугольными и квадратными рамками, украшенными голубым геометрическим орнаментом. На оборотной стороне в центре изображен вензель Николая II под императорской короной, справа и слева от которой - по восьмиконечной звезде. По углам полотнища - гербы России. На древке укреплено навершие позолоченного металла в виде двуглавого орла, опирающегося на шар. К навершию привязана юбилейная Андреевская лента.
При изучении истории этих знамен наибольший интерес вызывает период середины и конца XIX - начала XX века. Именно в это время появляются знамена юбилейные. В 1852-1901 г.г. в Морском кадетском корпусе имелось юбилейное знамя белого цвета с широким Андреевским крестом. Полотнище прибито к древку позолоченными знаменными гвоздями.


Знамя Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса.
Знамя для корпуса было сделано согласно образцу, утверждённому в 1844 году: в центре полотнища красный крест, углы светло-зелёные пополам с чёрным; в углах вензеля Николая I (литеры белые, венки золотые, шитье золотом); в центре на оранжевом поле в золотом лавровом венке двуглавый орёл под короной. Из-под короны выходят голубые ленты. Размер знамени - 2х2 аршина, запас - 5 вершков. К древку знамени крепились две серебряные кисти с чёрно-оранжевым заполнением. Навершие образца 1830 года (Гвардейское), древко черное.
Таблица № 3
Значение символов в знаменах кадетских корпусов в дореволюционной России.


Исследуя геральдику кадетских корпусов, можно сказать, что как таковых гербов у этих учебных заведений не было. Точнее, отсутствовала система. Известны гербы Морского Наследника Цесаревича, Пажеского Его Величества, Первого Императрицы Анны Иоанновны и Нижегородского графа Аракчеева кадетских корпусов. Герб Первого кадетского корпуса был помещен на корпусное знамя (скрещенные кадуцей и шпага) и скорее близок по смысловой нагрузке к некоему знаку, т.к. не был помещен на сколько-нибудь определенный щит. Герб Морского Корпуса употребляется довольно широко и упоминается в геральдической и военно-исторической литературе в основном как часть нагрудных знаков и корпусных жетонов. Помещался он неизменно и на знамени корпуса.


Герб аракчеевцев использовался в полном варианте на нагрудном знаке и жетонах корпуса и абсолютно копировал герб шефа корпуса - графа Аракчеева - со щитодержателями, графской короной и неизменным девизом: «Без лести предан». Официально герб Аракчеева не был гербом корпуса, носящего его имя. Гербом Пажеского корпуса являлся белый Мальтийский крест.
Единым символом военно-учебных заведений Императорской России был орел в сиянии, присутствующий как на киверах кадет и офицеров в более ранний период развития униформы, так и на пуговицах и бляхах кадетских ремней вплоть до 1917 года и в эмигрантский период развития корпусов.
Нельзя не отметить, что, помимо воспитательного воздействия формы и символики, несомненную ценность в воспитании юношей в кадетских корпусах с давних времен имели так называемые торжественные дни. По своей сути они напоминают современные ключевые воспитательные дела. Таких «дней-событий» в жизни кадетских корпусов было, на первый взгляд, немного: корпусные праздники, парады, годовщины знаменательных событий.


Однако, как отмечают исследователи, восхождение к ним было всегда педагогически простроено. Оно начиналось с простого напоминания о приближении даты и заканчивалось апофеозно-театральным представлением или литературно-музыкальным вечером, молебном, балом. Все содержание этих дней было пронизано вероподданическими, патриотическими чувствами.
Еще одним мощным средством воспитания кадет, как вытекает из анализа источников, являлась среда их обитания. Она была многоплановой. Во-первых, это предметно-эстетическая среда. С одной стороны, она отличалась строгостью форм и содержания, воинской простотой нравов. С другой стороны, у вступившего на территорию кадетского корпуса воспитанника с первых шагов эта среда пробуждала любовь к Родине, вызывала сильные эмоциональные переживания. Этому способствовали копии картин выдающихся русских художников, знаменитых архитектурных и исторических памятников, портреты признанных отечественных писателей, поэтов, композиторов, ученых, полководцев; картины известных русских баталистов, картины мирной жизни, отражающие реальную действительность во всем ее многообразии. Кроме того, в различных видных местах располагались реликвии, возбуждавшие глубокие и сильные чувства гордости за героическое прошлое и мирное настоящее России. К их числу относились знамена, штандарты, мраморные доски, корпусные музеи. Они помогали воспитывать кадет в уважении к истории Отечества, в любви к родному городу, своему корпусу. Во-вторых, это военная среда. Именно ознакомлению с ней уделялось особое внимание в воспитательной работе.


Также эмоциональный настрой создавался музыкально-эстетическими средствами, которым во всех кадетских корпусах на всех этапах развития уделялось особое внимание. Многие кадеты были обучены игре на музыкальных инструментах, в корпусах были оркестры, осуществлялись музыкальные постановки, парады сопровождались музыкой.
Анализируя тенденции развития символики кадетских корпусов, можно сделать следующие выводы.

Продолжение следует...

Кадеты, Кадетский корпус, Кадетская униформа, Нагрудные знаки Кадетских корпусов

Previous post Next post
Up