Привожу Вашему вниманию замечательный труд историков Седовой Елены и Черных Ю. Н. из славного города Воронежа об истории Воронежского Михайловского кадетского корпуса.
Воронежский Михайловский кадетский корпус в системе военного образования России XIX - начала ХХ века.
На протяжении последних трех столетий одной из важных составляющих российского образовательного пространства являлось военное образование. Значение накопленного в нем педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку военные учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование и воспитание. Наиболее распространенной и существенной формой военного образования России XVIII - XIX веков были кадетские корпуса, в числе которых достойное место занимает Воронежский Михайловский кадетский корпус.
Становление в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Петра Великого. Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний) - так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий. В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. «Корпуса кадет шляхетских» и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. Как известно, в 1701 г. Петр основал в Москве “Школу математических и навигацких наук” (с 1715 г. - Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус). В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги» [3]. Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1721 году создается особая школа при С.-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоящие уже на службе артиллеристы. В том же 1721 г. по указу Петра учреждаются гарнизонные школы для солдатских сыновей. В каждом из 50-ти пехотных гарнизонных полков было положено иметь по 50 вакансий для солдатских сыновей от 7- до 15-летнего возраста.
Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Первоначально в июне 1731 г. в Санкт-Петербурге по указанию Миниха были открыты классы, образно названные “Рыцарской академией”. Вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет шляхетских. Кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное значение, давая возможность получать образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян.
По мнению исследователей [3, 4, 8], наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес Император Николай I (1825 -1855). Существовавшие в первой четверти XIX в. военно-учебные заведения далеко не удовлетворяли потребности армии в комплектовании ее офицерскими кадрами. Военно-учебные заведения, развивавшиеся отдельно одно от другого, не имели надежной единообразной организации, каждое заведение управлялось по усмотрению своего непосредственного начальника. Прием в корпуса зачастую производился без точно определенных правил и во многих случаях зависел непосредственно от директора корпуса. Не существовало единых программ, указаний и инструкций по учебно-воспитательной работе. Опыт одного учебного заведения служил примером для вновь создаваемого заведения. При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими. Николай I решил “дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслию к одной и той же цели”. По мнению Николая I, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров. Результатом четырехлетней работы специально созданного в 1826 году комитета под председательством инженер-генерала Оппермана явился проект «Общего положения и Устава для военно-учебных заведений». При Николае I создается Управление военно-учебных заведений, которое возглавил брат Императора Великий князь Михаил Павлович.
В 1836 г. главным начальником военно-учебных заведений великим князем Михаилом Павловичем был введен новый Устав военно-учебных заведений, в соответствии с которым будет существовать и Воронежский Михайловский кадетский корпус. Для всех корпусов был введен единый учебный план и установлен общий порядок организации и устройства. Все предметы делились на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и специальный (3 года). Все кадетские корпуса того времени представляли собой интернаты со штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников разделенных на роты. Каждая рота состояла из 100-120 кадет, приблизительно одного возраста. Каждая рота для своего размещения имела классные комнаты для занятий, рекреационный зал, дортуары (спальни) и другие помещения. На лето кадеты выводились в лагерь и жили в больших палатках, по 50 человек в каждой.
Идея об основании в Воронеже военно-учебного заведения возникла еще в начале XIX столетия. По «Плану военного воспитания», Высочайше утвержденному 21 марта 1805 года, в городе Воронеже предложено было открыть военное училище для губерний Воронежской, Курской, Орловской, Слободско-Украинской, Астраханской, Кавказской области и земель черноморских и Донских казаков с тем, чтобы воспитанники училища «по окончании в нем курса переводились в столичные корпуса для дальнейшего военного образования» [].Император Александр I рекомендовал губернаторам предложить дворянству принять добровольное участие в расходах по устройству этого училища. Призыв императора был услышан, и воронежское дворянство собрало для этой благородной цели свыше 200 тысяч рублей. Однако идее об устройстве губернских военных училищ суждено было осуществиться лишь с воцарением императора Николая Павловича. Именно в это время заканчивал свою военную карьеру воронежский дворянин Николай Дмитриевич Чертков,
которому и обязан Кадетский Корпус в Воронеже своим открытием. Чертков пожертвовал на открытие Корпуса фантастическую по тем временам сумму в полтора миллиона рублей и тысячу душ крестьян. Бюст генерала Черткова всегда стоял в вестибюле открытого им Михайловского Воронежского Кадетского Корпуса, портреты его висели во всех классах и огромной парадной зале Корпуса. Существовали стипендии его имени, причем над кроватью стипендиатов по этому поводу укреплялись специальные доски. Сам Чертков был вновь принят на службу в чине генерал-лейтенанта, ему был пожалован орден Св. Владимира II степени, а при открытии Корпуса в 1845 году- орден Св. Анны I степени. В его честь была выбита большая золотая медаль, а в день его смерти по всем Военно-Учебным Заведениям России был объявлен трехдневный траур [10].
Говорят, при посещении Императором Александром III Михайловского Кадетского Корпуса, Государь остановился у бюста генерала и, прочтя надпись о пожертвованной сумме, обратился к присутствующим: «А солидный куш!..» И добавил серьезно: «Вот подвиг истинного дворянина!»[10].
Закладка главного корпуса была произведена 14 сентября 1837 года. Здание строилось восемь лет и обошлось в 800 тысяч рублей. Краевед Н.В. Воскресенский в то время писал: «Глухая до того, безлюдная окраина Воронежа обустроилась так грандиозно и обширно, что составила собою, в некотором роде, особый городок, опередивший капитальностью своих построек даже самые лучшие и центральные воронежские местности» [цит. по 9].
Прибывший в Воронеж за несколько дней до открытия Корпуса, начальник штаба военно-учебных заведений генерал-майор граф Ростовцев доносил Великому князю Михаилу Павловичу, что Воронежский Кадетский корпус превосходит во всем Орловский и все Кадетские корпуса в России своею прочностью, добросовестностью и тщательностью отделки. 5 ноября 1845 года состоялось торжественное открытие корпуса, и первый набор составил 36 кадет. Занятия в корпусе начались с 9 ноября. Спустя три года, 15 октября 1848 года, Воронежскому Кадетскому корпусу было пожаловано знамя. В 1857 г. учебный курс Кадетских корпусов был расширен учреждением в них двух специальных классов. С тех пор в корпусе стали готовить питомцев к производству прямо в офицеры, первый выпуск которых состоялся 15 июля 1859 года.
Кадетский корпус стоял особняком среди учебных заведений Воронежа. Его директор назначался из Санкт - Петербурга и был независим от местных властей. По просьбе Н. Д. Черткова первым директором корпуса был назначен воронежский дворянин полковник Александр Дмитриевич Винтулов.
Комплекс зданий, выстроенный для Воронежского кадетского корпуса, отличался основательностью и монументальностью. По воспоминаниям кадета - михайловца А.Маркова,
приводимых им в его книгах «Родные гнезда» и «Кадеты и юнкера»,
«помимо главного здания Корпуса и окружавших его служб и садов, против него был расположен плац в 4 десятины для гуляния кадет двух старших рот, а по сторонам его - 4 четырехэтажных флигеля, в которых находились квартиры директора корпуса и офицеров - воспитателей» [13].
По правилам о приеме в корпус, преимуществом при поступлении пользовались сыновья офицеров, награжденных орденом Св. Георгия всех степеней, сироты и полусироты. В корпусе обучалось 70 малоимущих стипендиатов на деньги Н.Д.Черткова [14, с.160].
На приготовительное отделение брали мальчиков в возрасте от 9,5 до 11,5 лет сроком на два года, а в общие классы - 12 лет на 4 года обучения.
Согласно принятому в 1836 г. учебному плану в кадетских корпусах тех лет преподавались следующие предметы: в приготовительных классах - начало Закона Божьего, чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, начальный курс арифметики, чистописание и рисование; в общих и специальных классах - Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия; русская и всеобщая история, география, законоведение, статистика, артиллерия, тактика, военная топография, начертательные искусства, гимнастика, фехтование и танцы. В старших классах проходили дифференциальное и интегральное уравнения для готовящихся в артиллерийское и инженерное училища. Во время летних лагерей и каникул старшие кадеты, остававшиеся в корпусе, занимались топографическими работами. Для чтения издавался специальный литературный журнал, представлявший сборник лучших произведений того времени. Воронежский Михайловский кадетский корпус имел крупную фундаментальную библиотеку, а, кроме того, при каждой роте в корпусе была ещё своя небольшая библиотека. Учебники и конспекты к программам кадетских корпусов были заказаны профессорам и выдающимся учителям. Более 50 учебников было составлено известнейшими педагогами того времени. В кадетских корпусах было расширено преподавание математики с тем, чтобы выпускаемые в артиллерию и инженерные войска имели достаточную общую подготовку.
Продолжение следует...