Судебный процесс над «Бхагавад-гитой как она есть»
Суд над «Бхагава́д-ги́той как она есть» или Дело «Бхагавад-гиты» - судебный процесс в порядке особого производства о признании экстремистским материалом базового канонического текста кришнаитов «Бхагавад-гита как она есть» - русскоязычной версии комментированного перевода священного индуистского текста «Бхагавад-гиты». Состоялся в городе Томске в августе-декабре 2011 года. Возможный запрет книги спровоцировал в Индии политический скандал и вызывал возмущение индуистов в России, Индии и других странах мира.[1]
Процесс был инициирован прокуратурой Томска, обратившейся в июне 2011 года в Ленинский районный суд Томска с заявлением о признании книги экстремистской[2] и внесение её в Федеральный список экстремистских материалов наряду с «Майн Кампф» и другой запрещённой литературой.[3] Заинтересованными лицами со стороны защиты в суде выступили религиозная организация «Томское общество сознания Кришны», являющаяся подразделением Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) в Томске, и некоммерческая организация «Общество вайшнавов Бхактиведанта», представляющая издательство «Бхактиведанта Бук Траст».
Прокуратура начала процесс на основании экспертного заключения, составленного тремя сотрудниками Томского государственного университета (ТГУ) по поручению ФСБ.[4] В заключении утверждалось, что в вероучении, изложенном в «Бхагавад-гите как она есть», содержатся «признаки разжигания религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии».[2] В ходе судебных слушаний, состоявшихся в августе 2011 года, подготовившие экспертное заключение учёные «признали его несостоятельность и ненаучность» и отказались от сделанных в экспертизе выводов.[5][6][7] В результате, 30 августа 2011 года суд приостановил производство по делу, признав представленные доказательства «недостаточными для правильного разрешения дела». По ходатайству прокуратуры суд постановил провести новую экспертизу.[5] Отклонив ходатайство стороны защиты о привлечении московских учёных-востоковедов, суд поручил проведение экспертизы сотрудникам Кемеровского государственного университета, ранее уже отличившимся «на поприще борьбы с сектами».[4][8] Следующее судебное заседание состоялось 19 декабря 2011 года.[9] Суду было представлено новое экспертное заключение, в котором эксперты «признали экстремистскими некоторые положения в книге».[10] Вердикт суда был оглашён 28 декабря 2011 года: суд отказал томской прокуратуре в признании экстремистской «Бхагавад-гиты как она есть».[11] Обжаловать ли решение суда прокуратура решит после 10 января.[12]
По мнению лидера томской общины кришнаитов Энвера Измайлова, вслед за признанием книги экстремистской могло последовать закрытие «Общества сознания Кришны» по всей России.[13] Опасения кришнаитов разделил известный религиовед и публицист Борис Фаликов, по мнению которого в этой истории томская прокуратура и ФСБ «бдят интересы Русской православной церкви», считающей Международное общество сознания Кришны псевдорелигиозной тоталитарной сектой. Фаликов отметил, что простейший для РПЦ способ запретить деятельность кришнаитов в России - доказать, что они опираются в своей проповеди на экстремистскую литературу.[4] Похожее мнение высказал индолог Сергей Серебряный, назвавший основной причиной «позорного процесса в Томске» желание РПЦ «монопольно владеть умами людей» и её стремление устранить «конкурирующую организацию» кришнаитов.[14]
В защиту прав кришнаитов выступил институт уполномоченного по правам человека в России.[15] В октябре 2011 года томский омбудсмен Нелли Кречетова назвала судебное разбирательство «абсурдом».[16] Кречетова отметила, что «эту книгу считают священной почти миллиард человек по всему миру, а в России книга свободно распространяется 20 лет».[13] Кречетова также указала на тот факт, что «каких-либо установленных случаев проявления экстремизма в связи с распространением книги не было» и что возможный запрет книги нарушит конституционные права российских кришнаитов на свободу совести и вероисповедания.[13][17]
В Индии суд над «Бхагавад-гитой как она есть» вызвал «взрыв возмущения»[18] и спровоцировал политический скандал.[19][20] 19 декабря 2011 года «парламентарии всего политического спектра Индии»[21] выразили озабоченность в связи с проходящим в Томске судебным процессом, призвав правительство Индии «защитить права последователей индуизма в России»[22] и «потребовать у России объяснений по этому вопросу».[18] В защиту «Бхагавад гиты как она есть» также выступил посол Индии в России Аджай Малхотра.[23][24] С целью разъяснить официальную позицию правительства Индии по «делу „Бхагавад-гиты“», 20 декабря в парламенте выступил министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна.[25] Попытку запретить «Бхагавад-гиту как она есть» Кришна назвал «чистым абсурдом».[26] По словам министра, это намерение могло быть инициативой только «невежественных и введённых в заблуждение или искусственно спровоцированных людей».[26]
В результате острой реакции Индии на судебный процесс возникли опасения, что проблема негативно повлияет на дипломатические и торговые отношения Индии и России.[1] Ответ российской стороны был неоднозначным: в то время как посол РФ в Индии Александр Кадакин назвал суд над «Бхагавад-гитой» или любым другим священным писанием неприемлемым для демократического светского государства, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич занял нейтральную позицию, подчеркнув, что «нарекания у правоохранительных органов относятся не столько к тексту самой книги, двойной перевод которой грешит смысловыми искажениями, сколько к комментариям автора», которые и были расценены как экстремистские.
В декабре 2011 года тема «гонений на индуизм в России» была новостью номер один для всех ведущих индийских изданий и телеканалов.[27] Скандал вокруг судебного процесса также вызвал «небывалый всплеск популярности» «Бхагавад-гиты» в Индии и привёл к тому, что книга стала бестселлером.[28][29][30]
По сообщениям индийских СМИ, решение суда «вызвало ликование индуистов по всему миру».[31] МИД Индии назвал вердикт «благоразумным решением щепетильной проблемы», а посол Индии в России заявил, что «это решение суда заслуживает аплодисментов».[32]
...
Конфликт кришнаитов с РПЦ
СМИ[42][43][44][45][46] расценили судебный процесс как преследование кришнаитов со стороны РПЦ и ФСБ. По мнению некоторых российских и индийских СМИ, инициатором проверки кришнаитского текста на экстремизм выступила томская епархия РПЦ, воспользовавшаяся для этого своими связями в ФСБ и прокуратуре.[46][47] Как отметили журналисты, против кришнаитов ранее активно выступал глава миссионерского отдела томской епархии Максим Степаненко.[48] В 2009-2011 годы он устроил против томских кришнаитов «антисектантскую кампанию», в результате которой в апреле 2011 года около деревни Кандинка под Томском властями было снесено кришнаитское поселение.[49][50] Некоторые СМИ указали на возможную причастность ФСБ к сносу кришнаитского поселения, находившегося в 300 метрах от бесплатно выделенной чекистам земли.[43]
Взято из:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%C2%AB%D0%91%D1%85%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4-%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%C2%BB См. также:
РПЦ - идеологический отдел "обновлённого" КГБ?
http://vadimrm.livejournal.com/146030.html