Урок с сюрпризом в прямом эфире, или Как вы узнаёте, какие стихи - хорошие?

Aug 29, 2020 07:18


В 1965 году все программы харьковской телестудии шли в прямом эфире: для записи и монтажа передач ещё не было аппаратуры. Телеуроки «Мы любим стихи» тоже транслировались в реальном времени.

В конце каждого урока телезрители получали домашние задания. Ответы дети по почте присылали в детскую редакцию, а редактор открытками приглашала авторов участвовать в очередной передаче. Обычно в студии собиралось человек тридцать детишек от 7 до 9 лет из разных школ города. Ассистент режиссёра рассаживала детей полукругом в два-три ряда. Пока студию готовили к передаче, я просил ребят внимательно рассмотреть всё вокруг: телекамеры, софиты, микрофоны, операторов, окошко режиссёра, - чтобы потом ничего не отвлекало нас от общего разговора.

В тот раз у меня был продуманный сюжет урока. Я построю разговор так, что юные участники передачи на глазах у телезрителей сделают открытие. Они откроют, почему одни стихи им нравятся, а другие ни перечитывать, ни запоминать, ни рассказывать не хочется. А начну с вопроса, которого, я уверен, никто никогда детям не задавал: Ребята, вы умеете отличать хорошие стихи от плохих?

Дети, несомненно, ответят: Нет, не умеем.

Тогда я скажу: Конечно, это непросто. Даже не все взрослые это умеют… А хотите, мы сейчас попробуем этому научиться?

И мы начнём сравнивать разные стихотворения - те, которые вспомнят участники передачи, или те, что на всякий случай подготовил я. Будем сравнивать и решать, что нам нравится в стихах, а что не нравится.

Так я и начал:

- Здравствуйте, ребята! Вы пришли на передачу «Мы любим стихи», потому что любите стихи? Так?

Все охотно и шумно согласились.

- А вы умеете отличать хорошие стихи от плохих?

И тут, - вместо ожидаемого «Конечно, нет…», - все разом весело выкрикнули:

- Умеем!

Как будто заранее договорились преподнести мне сюрприз.

Всё! Мой хитрый замысел урока повис на волоске… Размышлять - в прямом эфире! - было некогда, и я спросил:

- Как же вы узнаёте, где хорошие стихи?

Ответ мои собеседники снова произнесли почти разом, как будто отрепетировали заранее. Фантастика! На мой трудный вопрос у юных любителей поэзии был готов простой и однозначный ответ, который меня ошеломил…

Как вы думаете, что для детей 7-9 лет оказалось очевидным признаком хороших стихов?

Угадать это я предлагал многим педагогам (а педагоги все мы: одни по профессии, другие по семейному положению). Удивительно: ещё никто не угадал.

Впрочем, тогда, в 1965 году, я тоже был уже педагогом (с пятилетним стажем, но, правда, без диплома о педагогическом образовании) и тоже предположить не мог, что такой ответ возможен. А дальше телеурок пошел без всякого плана, стихийно и ПОУЧИТЕЛЬНО! Я имею в виду, поучительно для меня, но, боюсь, не для детей…

Об этом расскажу в новой записи, если посетителей моего ЖЖ заинтересовала тема «Читатели поэзии: дети и взрослые».

Уважаемые заинтересованные! Напишите, пожалуйста, в комментариях:

1) как вы предполагаете, что могли (тогда, в 1965) ответить дети 7-9 лет на мой вопрос:

- Как же вы узнаёте, где хорошие стихи?

2) насколько, как вы думаете, вероятен такой детский ответ сегодня?

Спасибо.

литературное воспитание, читатели: дети и взрослые, дети

Previous post Next post
Up