КУРОЧКА РЯДОМ, а ДИТЯ НА РАСПУТЬЕ.
Запись 107. Рубрика 1.2.
(По рубрикатору) Многоязычие с детства. Освоение языка и приобщение к культуре.
Дорогие собеседники,
время от времени с благодарностью и удовольствием перечитываю ваши комментарии к старым записям. И вам советую: точные наблюдения и небанальные мысли у комментаторов и в их ЖЖ. В частности, по теме «Многоязычие с детства» интересно
пишет Евгений (
erez, см., например,
эту его запись.)
Сегодня цитирую
давний комментарий Андрея filin'а:
Я много над этим размышлял, наблюдая за многочисленными знакомыми в разных странах, и мне чем дальше, тем упорнее кажется, что "сохранить" культуру вообще невозможно. В ней нужно жить, иначе, как ни старайся, получается замороженный продукт.
Теперь пять вопросов. 1. Согласны ли вы с этим тезисом Андрея?
2. Согласны ли вы с таким выводом, который из этого тезиса сделал Андрей? -
...чтобы дети сохранили русскую культуру, их просто нужно время от времени отправлять в Россию жить в хорошей компании сверстников, хотя бы на пару месяцев в году. Все остальные подходы - полумеры.
Вопросы 3, 4 и 5 (ко всем и к Андрею
filin'у) предварю кратким общим вступлением. Речь пойдет о языке общения с родителями. Ребенок иммигрантов из СНГ сначала живет в семье, то есть ЖИВЕТ в русской культуре, и первым его языком становится русский. Только потом он попадает в среду местных ровесников и взрослых и осваивает язык страны. В какой-то момент ребенок «выбирает» язык, на котором будет общаться с матерью, отцом, с родными.
Собственно вопросы:
3. Всегда ли ребенок делает выбор в пользу языка страны проживания?
4. В какой момент жизни и почему ребенок делает такой выбор?
5. Связан ли выбор языка «семейного» общения с выбором культуры, которую человек считает своей?
В благодарности не сомневайтесь.