Древние ритуалы открыли транскультурный портал между Тибетом и Москвой. В одном из пространств библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева гротескно и архаично звучит горловое пение. От божественного рыка содрогаются стены, зал наполняется звуками диковинных инструментов.
Выступает Пхурпа - тантрический хор, который интерполирует традицию Бон в российскую реальность. Для европейского восприятия такая концепция может показаться чуждой, а характер музыки противоестественным, но в дисгармонии звуков находится общий ритм, вслушиваясь в который Вы начинаете чувствовать, как в глубине души пробуждается новое и до сих пор не знакомое чувство.
Дмитрий Глоба рассказывает о нюансах сакрального метода и особенностях тантрического восприятия ...
Скажите, Дмитрий, у Вас есть заинтересованность в том, что бы больше людей приходило на выступления?
Количество человек не имеет значение, мы можем сыграть перед четырьмя людьми или в полном здании оперы. В данном случае это не важно, потому что мы исполняем это не для публики, мы находимся в определенном состоянии, в котором идет обращение не к аудитории. Здесь нет разделения на сцену и зал, исполнителя и зрителя. Отличие ритуальной музыки от обычной в том, что адресат - это абсолют, идеальный мир.
То есть количество воспринимающих не так важно, как качество восприятия?
Да, да, зритель - это соучастник.
Получается, что мы воспринимаем литургию, как подношение божествам…
Да, но Будды не нуждаются в подношениях… (улыбается). Чуть-чуть поправлю вас, наша музыка имеет много общего с буддистской традицией, но относится к добуддистской традиции Бон.
Так вы реализуете музыку или ритуал?
Музыка - это подношение звука, а подношение звука, это часть ритуала …
А человек, это исполнитель или инструмент в руках божества?
Тут нет разницы, это та самая штука, которая в буддистской философии называется недвойственность.
А как называется достигаемое состояние и отличается ли оно от состояния в обыденной жизни?
Безусловно отличается, задача в том, что бы стараться сохранять состояние недвойственности в не зависимости от того исполняешь литургию или просто беседуешь…
Можно сказать, что подготовка начинается задолго до того, как Вы выходите на сцену?
Я думаю, что она идет всё время, просто выход на сцену это некий момент более сильной концентрации.
Опишите ощущения, которые возникают в теле во время выступления. Локальные вибрации, холод или тепло?
Можно на них акцентироваться, можно… вообще это целая куча ощущений и в данном случае мы не стремимся стереть из себя все переживания или образы, и не концентрируемся на тепле в правой ноге или на холоде в левом ухе.
Но они есть?
Это не важно, они есть, они исчезают, появляются новые ощущения. Суть литургии в том, что бы спокойно воспринимать и не цепляться за эти моменты.
А что происходит с вниманием, куда оно направлено?
Бывает, когда ты поешь или играешь, возникает ощущение, как будто ты заснул. Не концентрируешь ни на чем, все происходит само собой.
Видишь сон…
Даже не сон, куда-то подключаешься на пять, пятнадцать минут, но не замечаешь, как проходит время. Внешние ощущения времени и внутренние - это разные вещи.
Действительно мощное по воздействию выступление, приходится собирать конкретику по частям. Вопросы написаны одни, а задаются другие. «Струнные инструменты подносятся в сознании» - на вашем сайте phurpa.ru столкнулся с такой формулировкой, не могли бы вы её пояснить?
Мы не занимаемся в данном случае подношением струнных инструментов, у нас есть духовые, есть ударные, перкуссионные, наш голос. На самом деле тут заключается интересная метафизика. Все эти звуки, во-первых они соответствуют звукам, возникающим в медитации, во-вторых все эти звуки можно соотнести со звуками человеческого тела. Голос, духовые инструменты - это дыхание, энергия. Ударные - это кости, звон тарелок - это доспехи.
Но сама формулировка, «струнные инструменты подносятся в сознании», правильно ли я понял, что проигрываются внутренние струнные ритмы?
Нет, не обязательно. Вы видимо имеете ввиду подразделение и классификацию инструментов, произведенную в 14 веке Бутоном Ринчедубом и далее, Дже Цонкапой. Просто нужно вспомнить историю музыки, историю развития музыкальных инструментов…струнные, как таковые они возникли гораздо позже, чем духовые, ударные. Всё дело в том, что мы стремимся не просто исполнить литургию, мы воспроизводим архаичное состояние сознания.
Дмитрий, вы импровизируете или реализуете заранее подготовленное действие?
Мы обращаемся к конкретным текстам, которые исполняются нами не один год. Есть определенные законы и принципы исполнения текста. Один и тот же текст может быть спет на разные мелодии, разные инструменты могут быть использованы в разных частях литургии. Исполнение закономерно, но каждый раз можно действовать несколько иначе.
А на что похож ритмический рисунок исполнения?
На дыхание, в архаичной музыке всё очень естественно. Всё идет от дыхания, от тела…
Снежинка, походка цапли или дым от костра. Что, по-твоему, ближе к дыханию?
Всё что угодно, можно выбрать любую ассоциацию или эмоцию. Эта музыка без эмоциональна.
Многие люди поют в душе. Если вы делаете это, то обычным голосом или горловым?
На самом деле маленькие комнатки типа душа или сортира очень подходят для занятий горловым пением за счет того, что находишь резонанс. А вот большое помещение сложнее «раскачать».
То есть во время душа можно пропеть мантру на отсечение привязанностей?
Любую, некоторые люди рекомендуют во время душа исполнять очистительную мантру.
Когда Вы уходите со сцены, Вы перестаёте быть тем, кем были на ней?
В философии Дзог-чен есть такой принцип естественного состояния, в котором всё время прибывает каждый из нас. Вопрос в том, помнит ли человек об этом… Это состояние не привязано к образу и месту действия. На сцене или вне её - мы пребываем в естественном состоянии.
Андрей Греков, участник группы
Когда люди приходят к вам на выступление они включаются в кармический процесс и литургия тоже действуют на них?
Мы говорили о том, что литургия исполняется не столько для людей, сколько для абсолютного сознания. Но случается, люди подходят и говорят: "Я почувствовал себя лучше", "Я бросил пить", "я больше не курю".
Я действительно почувствовал себя лучше. А часто такое бывает?
Мы не ведем подсчеты, это не наше цель. Мы не доктора.
Это удивительно. А расскажите о мелодекламации…
Всё просто - это мелодическое исполнение текста.
Ясно. Про стиль одежды и любимые цвета можно и не спрашивать, сейчас вы в черном.
Но только сейчас, а в целом стиль одежды свободный. Сегодня я одет так, завтра в желтой майке.
Может быть, сегодня вы в черном, что бы выдержать некоторую строгость.
Черный не считается мрачным цветом, скорее белый…
Наверное, за счет того, что в белом скрыта черная природа…
А практика литургии направлена на самовыражение или духовное развитие?
Работая со звуком, учишься раскрывать естественное состояние. Если кто-то приходит с целью самовыражения - это прекрасный стимул для занятий и для всего остального… Любые яды (способы - прим. ред.) можно использовать для достижения истины.
И в естественном состоянии открывается Истина?
Да, рано или поздно это происходит. Напряжение во время выступления очень большое и мозг отключается, происходит остановка внутреннего диалога.
Спасибо вам большое. Литургия понравилась, хотя это не то слово. Возникло желание прийти ещё, вступить в соответствие с этими вибрациями, ощутить эти переживания…
До встречи, приходите ещё…
С Дмитрием Глоба беседовал Вадик Богомол, запечатлел действие
nvbr