Эти снимки сделаны в прошлом столетии, нет, даже в прошлом тысячелетии (написал и ужаснулся:)). Им где-то лет 30 - 35. Очень приблизительно. Тогда не было интернета и мобильных телефонов, на которые можно было снимать, даже мыльниц цифровых не было. Были тяжелые солидные фотоаппараты с черно-белой пленкой.
Хотя нет, отдельные спецы-любители и тогда снимали на цветную пленку, но процесс проявки-печати был очень сложным, дорогим и все равно фотографии по качеству цвета походили на кадры из фильма "Кубанские казаки". Черно-белые снимки печатать тоже было непросто. Кто сейчас помнит эти громоздкие фонари-фотоувеличители с красным фильтром, глянцеватели и ванночки для промывки - проявки пленки?)
Поэтому перед объективом обычно не кривлялись (ну там по приколу высунуть язык или вытаращить глаза - и так десяток кадров, потом просто в компе по клаве тыц-тыц: дальше-дальше). Подаренные фотографии бережно вклеивались в альбомы. Тем ценнее теперь эти редкие свидетельства, напоминающие о прошлом в твоей жизни. Неужели это когда-то было?
Но это так, вступление или лирическое отступление. Теперь по сути запечатленного.
Страна - СССР, небольшой шахтерский городок, каких много на Донбассе. Середина 70-х. Не очень многочисленная баптистская церковь (где-то 100-120 членов), а в ней группа молодежи и струнный оркестр. Домры, гитары, баян, виолончель, еще что-то из клавишных и струнных. Частые поездки по другим церквам - оркестр приглашают играть на свадьбах ( "брачных пирах" - кто сейчас так выражается, а ? :)). А также на молодежных общениях, когда в какой-нибудь церкви собираются сотни подростков и молодых людей. Еще есть Дни Жатвы, где можно играть как в церкви, во время богослужения, так и после - когда все приглашенные усаживаются за длинные столы с обильным угощением.
Как это все выглядело? Мы прибываем, к примеру, в церковь, где совершается бракосочетание. Само венчание в Доме молитвы подходит к концу, но музыканты приходят или приезжают на место проведения свадебного торжества раньше: надо успеть подготовиться к приезду жениха и невесты. На большой площадке за частным домом выстроено что-то среднее между шалашом и навесом: ряды деревянных столбов удерживают пленку из толстого полиэтилена. между столбами - длинные дощатые столы, обернутые бумажными обоями или клеенкой. Такие же неприхотливые скамейки: доска на предварительно вкопанных столбиках, спинок нет. Впереди - платформа для молодоженов, на ней настоящие стол и стулья, а сзади висит огромный ковер, а на нем плакат с текстом из Библии.
Столбы обернуты белой бумагой, на которой тушью хаотично нанесены черточки-пятна, что должно имитировать стволы берез. Под полупрозрачной полиэтиленовой крышей порхают на нитках бумажные голубки. Такие шалаши вмещают несколько сотен приглашенных гостей. Здесь уже суетятся с тарелками добровольные официанты - в воздухе висит дразнящий запах вкусной еды. Усаживаемся за стол недалеко от подиума для жениха-невесты, расчехляем домры и гитары, отодвинув тарелки с нарезкой и салатом оливье, раскладываем на столе ноты. торопливая настройка инструментов (ми-ля-ре-соль), привычная уху какофония звуков. В противоположном углу настраиваются музыканты из "эстрадного оркестра" - электрогитары, клавишный инструмент "Юность",который все называют "йоникой", скромный ударник с одной медной тарелкой (позже появятся полные ударные установки с кучей барабанов - перманентный объект критики со стороны консервативных верующих и головная боль для пресвитеров). Нашим коллегам настраиваться гораздо труднее и дольше - с самодельными усилителями вечные проблемы, а колонки и микрофоны все время пищат и фонят.
Нам же незнакомы их трудности: микрофонов и барабанов у нас нет и струнный оркестр всем нравится, нашу музыку никто не обзывает "мирской". Наконец все настроено, почти все гости уже прибыли и сели за столы. Вот уже приехали и молодожены с многочисленной свитой из дружков-дружек. Наш руководитель встает с баяном, собирает нас глазами, несколько энергичных баянных аккордов, затакт: " Радуйся, небо, звезды ликуйте, ангелы пойте..."
Как давно это все было...