Что ответит Церковь Майдану?
Майдан стал вызовом не только для украинской власти, но и для Церкви. В поисках поддержки и правды люди обращаются к Церкви, но сама Церковь не всегда имеет внятные ответы - в каких формах может выражаться требование справедливости, что делать в условиях возникающей на глазах диктатуры, как защищать свои конституционные права, как направить протестное движение в ненасильственное русло.
17 января в Киеве состоялся круглый стол «Майдан и Церковь: миссия и гражданская ответственность христианина», инициированный молодыми лидерами евангельских протестантских церквей Украины. Главными организаторами выступили Содружество студентов-христиан, Ассоциация «Духовное возрождение» и проект MaidanPrayer.org.
Около 150 участников стали свидетелями трех панельных дискуссий - священнослужителей, миссиологов и богословов, экспертов и общественных деятелей, представивших позиции баптистских, евангельских, пятидесятнических, лютеранских и реформатских церквей.
В своих выступлениях эксперты выразили особую обеспокоенность насилием со стороны власти (все церкви осудили силовой разгон Майдана 30 ноября 2013 г.), угрозами Министерства культуры в адрес Украинской греко-католической Церкви и принятием антиконституционных законов в «черный четверг» 16 января 2014, в результате чего легитимность власти оказалась под вопросом, а свобода и мирный протест гражданина - под запретом.
В то же время, по мнению участников, из нынешнего беспрецедентного кризиса и общество, и Церковь выйдут обновленными. «Так осуществляется окончательная «десоветизация» постсоветского общества и рождается новое поколение общественных и церковных лидеров», - подчеркнул один из организаторов круглого стола, пастор Олег Магдыч.
Лидеры евангельского сообщества заявили о готовности продолжать активное социальное служение Церкви даже в случае возможного ограничения религиозной свободы и репрессий со стороны государства. «Принятые государством январские законы угрожают не только обществу, но и христианским организациям.Нам не следует бояться, нужно продолжать действовать», - считает директор «Содружества студентов-христиан Украины» Денис Гореньков. Его тезис развил Михаил Черенков, один из инициаторов круглого стола: «В сложившихся условиях именно Церковь оказывается самым дееспособным фактором гражданского общества, поэтому ее ответственность критически возрастает». «На баррикадах Майдана я увидел рождение нового народа, готового бороться за свою свободу и защищать своих ближних», - поделился своими переживаниями пастор, доктор философии Сергей Тимченко. Автор книги «Коррупция: кость поперёк горла» Олесь Дмитренко напомнил Церкви о её роли быть «солью и светом» для мира - обличать грех независимо от политического контекста, давать четкую моральную оценку происходящему, и в то же время - указывать истинный путь спасения.
Своим участием инициативу поддержали лидеры церквей и союзов - Анатолий Калюжный (Собор независимых евангельских церквей Украины), Валерий Антонюк (Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов), Ральф Хаска (Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины); а также пасторы влиятельных киевских Церквей -Петр Марченко, Николай Пономарев, Сергей Тимченко, Денис Кондюк, Алексей Сатенко; теологи и преподаватели семинарий - Петр Ковалив, Юрий Черноморец, о. Петро Балог; эксперты и общественные деятели - Сергей Гула, Андрей Шеховцов, Олесь Дмитренко. Прибыли гости из других городов Украины - Харькова, Сум, Днепропетровска, Донецка, Львова.
В завершении ведущий Андрей Шеховцов, один из координаторов служения Молитвенной палатки на Майдане, призвал евангельских христиан Украины проявить на деле свою миссию и гражданскую позицию - присоединиться к протестующим на Майдане, свидетельствуя словом Евангелия и заботой о ближних.
Майдан стал вызовом не только для украинской власти, но и для Церкви. В поисках поддержки и правды люди обращаются к Церкви, но сама Церковь не всегда имеет внятные ответы - в каких формах может выражаться требование справедливости, что делать в условиях возникающей на глазах диктатуры, как защищать свои конституционные права, как направить протестное движение в ненасильственное русло.